Танки КВ, ИС-1, Ис-2, ИС-3, САУ.

Лекция № 3

Создание и выпуск отечественных тяжелых танков КВ, ИС-1, Ис-2, ИС-3, САУ. Сравнительная оценка их с тяжелыми танками Вермахта по отдельным ТТХ.

Если анализировать дошедшие до сегодняшнего времени сведения о первых шагах и начинаниях советского танкостроения, то можно констатировать, что наряду с проектированием и созданием легких, а затем средних танков, от родоначальных «Рено», «Кристи», наши инженеры-конструкторы делают первые самостоятельные разработки конструкции танков тяжелых. Такими первыми опытными образцами были двухбашенный Т-100, двухбашенный 55-тонный СМК, а затем и 47,5-тонный КВ.

         В сентябре 1939 года на испытательной трассе Полигона состоялась показная демонстрация танков как промышленного производства, так и вышеуказанных, и других образцов по их ходовым качествам, перед народным комиссаром обороны СССР маршалом Ворошиловым, а также другими государственными и военно-промышленными деятелями страны. Из всех тяжелых машин танк КВ показал наилучшие ходовые возможности при преодолении всех препятствий.

         В связи с начатой советско-финской войной, продолжать испытания тяжелых образцов танков по намеченной «Программе…» в сроки 1939-40 гг., не удалось. Все они были отправлены на Карельский фронт. Однако их боевое применение как нельзя лучше показало и положительные, и отрицательные стороны, послужило хорошим фактором при отборе лучшего из них, с последующими выводами по его конструктивным и боевым усовершенствованиям. Таким образцом оказался танк КВ, как самая надежная в бою машина. Будущий маршал Советского Союза Мерецков К.А., в период советско-финской войны командарм, в своих воспоминаниях «На службе народу» писал: «Хорошо показал себя при прорыве усиленного укрепленного района Сумма опытный тяжелый танк КВ с мощным орудием.  … Он прошел через финский укрепленный район, но подбить его финская артиллерия не смогла, хотя попадания в него были… Практически, мы получили неуязвимую по тому времени машину. Это было огромное достижение нашей промышленности, внесшей серьезный вклад в развитие боевой мощи армии.*

__________________________

*Прим. «75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники». Исторический очерк. Стр. 69. г.Кубинка, 2006.

___________________

         В 1940 году два танка КВ-2, вооруженные 152-мм гаубицей, прибывшие в район боевых действий, взяли на себя ключевую роль при прорыве линии обороны Маннергейма. Успешное выполнение этими танками боевых задач утвердило концепцию о необходимости создания тяжелых танков с противоснарядной броней и мощным вооружением, предназначаемых для наступательных боев и прорыва укрепленных районов противника.

         Танк КВ-2 был принят на вооружение армии. Но создать танк – это еще не значит, что его можно выпускать промышленностью. В любой новой конструкции, при испытаниях, первоначальной эксплуатации, всегда выявляются недостатки и дефекты, которые анализируются и прорабатываются. На все надо время и не только время. Тяжелые танки КВ-1, КВ-2 и средний Т-34 в серийные производства поступили только в начальные месяцы 1941 года.

ТТХ танка КВ-1 по основным показателям.

  1. Боевой вес – 43 т.
  2. Силовая установка – двигатель-дизель В-2К, мощностью 600 л.с.
  3. Максимальная скорость при движении по дороге – 35 км/ч
  4. Запас хода – 150 км
  5. Максимальная высота преодолеваемого препятствия – 1,2 м
  6. Максимальная ширина преодолеваемого рва – 2,59 м
  7. Вооружение:  — пушка калибра 76,2 мм – одна, — пулеметы калибра 7,62 мм – четыре
  8. Максимальная толщина брони – 100 мм
  9. Экипаж – 5 чел.

1943-44 годы характеризуются организацией и проведением интенсивных испытаний более мощного нового танкового вооружения – танковых пушек, а также работами по проектированию бронекорпусов тяжелых танков с целью создания их с более эффективной противоснарядной защитой. К этим задачам нас подвели результаты танковых сражений, особенно на Орловско-курской дуге в июле 1943 года. Фашистская Германия к началу этих сражений усовершенствовала боевые качества своих машин. Так, еще в сентябре 1942 года в серийное производство вошел танк Pz V «Пантера», имевший мощную пушку, усиленную броню с передним наклонным листом корпуса, нагло скопированным с конструкции корпуса нашего Т-34. А еще раньше, в августе этого же года, началось производство танка «Тигр I» с пушкой калибра 88 мм. И хотя Курская битва и особенно бои под Прохоровкой завершились победами советских танкистов, военным специалистам, ученым, конструкторам и испытателям пришлось срочно заниматься необходимыми работами по повышению боевых качеств бронетанковой техники, причем в очень короткие сроки. Чтобы реально оценить степень интенсивности этих работ и глубину ответственности, привожу почти дословно некоторые сведения из официальных источников.

«В декабре 1943 года (25-31.12) комиссия … продолжала испытания трех опытных танков Т-34 с 85-мм пушками различных конструкций (ЛБ-1, С-50 и С-53). Все три пушки … испытания не выдержали.

С 30.01. по 2.02. 1944 года … продолжались полигонные испытания образцов … 85-мм танковых пушек ЗИС-С-53, установленных на танках Т-34 со штатной и расширенной башнями. За два дня интенсивных испытаний из пушки ЗИС-С-53, установленной в штатной башне танка Т-34, было произведено 766 выстрелов, причем 456 из них – с усиленным зарядом. Из пушки … в расширенной башне танка Т-34 было произведено 252 выстрела, 50 из которых – с усиленным зарядом.

2 февраля 1944 года председатель комиссии, гвардии полковник Кульчицкий Е.А. в 23 часа по ВЧ доложил маршалу бронетанковых войск Федоренко Я.Н. о результатах испытаний и выводах комиссии: «85-мм танковая пушка ЗИС-С-53 серийного изготовления полигонные испытания выдержала» и «Боевые качества танка Т-34 с расширенной башней значительно выше, чем с обычной башней»*.

_________________

4 сентября 1943 года на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 4043СС принят тяжелый танк ИС-85 (ИС-1). Этим же постановлением обязывали завод-изготовитель и Техническое управление ГБТУ в срок до 15.10.1943, спроектировать, изготовить и испытать танк ИС с пушкой калибра 122 мм, а до 1.11.1943  — артиллерийскую самоходную установку ИС-152 на базе танка ИС. Указанные марки БТ техники были приняты на производство, и заводы танковой промышленности освоили производство быстро. Так, на Кировском заводе опытный образец САУ-152 был сконструирован и изготовлен за 25 дней и с февраля 1943 года «самоходка» поступила в серийное производство.

Производство нового танка ИС-2 осваивалось в короткие сроки. За 1944 год промышленностью их было изготовлено 2250 ед. За этот же год Германия смогла выпустить всего 1000 танков «Тигр»*.

__________________

*Прим. «75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники». Исторический очерк. Стр. 140, 142. г. Кубинка, 2006.

________________

Прим. От автора. Приведен пример испытания пушек на танках Т-34. Сведений об испытаниях новых пушек на тяжелых танках не имею. Но на первых вариантах танков ИС устанавливались пушки калибра 85 мм.

_________________

Кроме того, Ис-2 и по бронезащите превосходил немецкие тяжелые танки Pz V «Пантера» и Pz VI «Тигр I» (до конца декабря 1944 года, когда был выпущен танк «Тигр II» — «Королевский тигр»). Его значительный боевой вес – 69 т 700 кг – снизил показатель удельной мощности этого танка и, как следствие, лишил необходимой скоростной маневренности.

В ИС-2 сочетание повышенной бронезащиты, сильного вооружения и достаточной маневренности, все за счет модифицированного двигателя В-2-ИС, позволили признать эту боевую машину лучшим тяжелым танком мира. Превосходство советских тяжелых танков ИС-2 и САУ уже на переломных фазах Великой Отечественной войны, вынудило немецкое командование издать секретный приказ, в котором немецким танкистам предписывалось избегать боев, если на участках фронта применялись танки ИС-2.

         ТТХ танков ИС-2 и Pz VI «Тигр I».

Наименование ТТХИС-2 (СССР)*Pz VI «Тигр I» (Германия)
Боевой вес, кг4600055000
Размеры, м:- длина- ширина- высота 9,93,092,73 8,243,372,86
Толщина брони максимальная, мм132120**25-100
Вооружение:- пушка, калибр, мм- пулемет, калибр в мм, количество, 1227,62 (3 )**, 12,7 (1) 887,92
Силовая установка«V»-образный двенадцатицилиндровый двигатель-дизельДвенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель
Мощность двигателя, л.с.600520**700
Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч40**3738
Запас хода, км240100
Ширина преодолеваемого рва, м2,41,8
Экипаж, чел.45

_______________

Прим.: * 1. «101 легендарный танк». Роберт Джексон. Перевод с английского. Стр. 66. «Эксмо», Москва, 2010.

              ** 2. (Отличительные данные). «Российская газета» № 197 (5276) от 2 сентября 2010 г. Статья Сергея Птичкина «Под грозной броней не видно ничего».

______________

         Борьба за превосходство боевых характеристик танков между СССР и Германией не прекращалась, при этом превалирующая роль все больше принадлежала СССР. К тому же, переломная фронтовая обстановка со второй половины 1943 года в этом нам способствовала. Наша промышленность уверенно наращивала производство вооружения, в то время как германская начинала давать сбой. Но еще в октябре 1943 года фирма «Хешель» завершила разработку проекта «Тигр II» («Королевский тигр»), и к концу 1944 года уже первые танки этой марки были срочно направлены в Арденны, в стык союзных войск открывшегося второго фронта. Максимальная толщина брони «Тигра II» была доведена до 150 мм.

         Советские ученые, конструкторы также постоянно ведут работы над повышением броневой защиты тяжелого танка. В апреле 1944 года наркомом промышленности и командующим БТ и МВ издается совместный приказ по усилению бронезащиты ИС-2. Специалистами ЦНИИ рассматриваются несколько вариантов улучшения броневой защиты. Из четырех вариантов был выбран один, проверенный обстрелом корпуса танка немецкой пушкой KWK36 бронебойными снарядами 88-мм калибра. Основные изменения были произведены в носовой (передней) части корпуса танка, при которых верхний катанный броневой лист толщиной 90 мм расположили под углом 60 градусов от вертикали. При таком наклоне данная часть корпуса не пробивалась даже при стрельбе в упор. Измененный корпус, улучшенная башня и другие положительные внедрения послужили созданию нового танка ИС-3, испытания образца которого завершились 14.04.1945. И уже к первому мая 1945 года Челябинский Кировский завод был готов отправить на фронт первые 25 танков ИС-3. Но Знамя Победы уже было готово для водружения над Рейхстагом.

         За отпущенное историей короткое предвоенное время и тяжелые для нашей страны начальные годы Отечественной войны 1941-45 гг. руководство страны, военные специалисты, ученые, инженеры и в целом народ сумели не только создать свою танковую промышленность, но и научиться изготавливать различные типы бронетанковой техники, аналогов которых не было даже у тех держав, у которых мы закупали образцы в 20-30-хх годах.

         Поэтому, завершая цикл лекций о создании первых отечественных танков, необходимо назвать имена наших инженеров-конструкторов-первопроходцев. К таким инженерам, в первую очередь, относится Барыков Николай Всеволодович, танкист-конструктор старшего поколения. Но тут следует дать предварительную информацию. Разработкой первых отечественных танков с 1929 года занимался Особый конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО) завода «Большевик» в г.Ленинграде. В 1934 году отдел переименовали в опытный завод им.Кирова Спецмаштреста. Этот завод и начал выполнять первоначально все научно-исследовательские и теоретические разработки танков, конструирование опытных образцов и их изготовление с последующими передачами лучших образцов другим заводам страны на серийное производство. Ведущие конструкторы этого завода назначались главными конструкторами отделов на другие заводы, где готовилось производство танков. Так, на харьковский завод им. Коминтерна в 1937 году был назначен Кошкин Михаил Ильич (1898-1940 гг.). Кировский завод являлся своеобразной школой, из которой выходили ведущие конструкторы отечественного танкостроения. Руководителем этого завода и наставником будущих главных конструкторов и был Барыков Н.В. В когорту первых советских конструкторов, создавших тяжелые танки (КВ, ИС), навечно вошли имена Котина Жозефа Яковлевича (1908-1979 гг.), Духова Николая Леонидовича (1904-1964 гг.), Троянова Льва Сергеевича – конструктора тяжелых самоходно-артиллерийских установок.

         Чтя память конструктора М.И. Кошкина, нельзя не сказать о его ближайших сподвижниках – Морозове Александре Александровиче и Кучеренко Николае Алексеевиче. Морозов А.А. – ведущий инженер проектов легких танков БТ и средних танков, после смерти М.И. Кошкина – главный конструктор танка Т-34, совместно с Н.А. Кучеренко руководил завершающими работами по Т-34.

         Говоря о маневренности и быстроходности Т-34, надо знать, что эти качества ему обеспечивала силовая установка с двигателем-дизелем, который с 1937 года по сентябрь 1939 года (был принят в серийное производство), многочисленными изысканиями, заменой материалов, испытаниями доводился до необходимой эксплуатационной надежности. В первые годы создания и испытательских работ по дизелю из-за многочисленных поломок деталей, выхода из строя узлов, казалось, перспективы не будет. Но русский характер возымел успех. На харьковский завод, где создавался двигатель В-2, были направлены лучшие специалисты Центрального института авиационного моторостроения и Полигона Кубинки во главе с конструктором Чупахиным Т.П. КБ по работе над созданием отечественного дизеля возглавлял Трашутин Иван Яковлевич.

         К глубокому огорчению, в те 30-е годы, судьба некоторых инженеров-руководителей завершилась трагически. Речь пойдет о замечательном российском инженере-патриоте своей Родины Афанасии Осиповиче Фирсове*.

_______________

* Прим. «Российская газета». 11 июля 2013 г. №150 (6126). Статья Елены Васильковой «Очень красивое творение рук человека». К 70-летию танкового сражения под Прохоровкой.

_______________

Получив образование в Цюрихе (окончил факультет по дизельной специальности), с началом Первой мировой войны Фирсов А.О. с семьей возвращается в Россию. Работал над созданием дизелей на разных заводах страны. В 1930 году поступает на ленинградский завод «Русский дизель», но вскоре его арестовывают по сфабрикованному обвинению в диверсии. Но, как востребованного инженера, его под конвоем направляют к месту ссылки в … Харьков. «Враг народа» отдает свои знания и опыт работ на организацию конструкторских работ при создании своих отечественных танков – руководит конструкторским бюро на ХПЗ.

В 1933 году завод выполняет увеличенную годовую программу по выпуску танков БТ. В 1935 году завод награждается орденом Ленина. А.О. Фирсов награжден орденом Красного Знамени.

В прошлой лекции говорилось, что новые танки БТ-7 в условиях суровых зим Забайкалья показали низкую эксплуатационную надежность, особенно коробок передач. Расплата пришла незамедлительно. В декабре 1936 года по указанию свыше Фирсов передает дела новому главному конструктору Кошкину. В 1937 году А.О. Фирсова вторично арестовывают и вскоре приговаривают к расстрелу. Расстрелян и директор завода И. Бондаренко. Многих конструкторов на ХПЗ арестовывают. Можете себе представить, в какой обстановке М.И. Кошкину и его коллегам пришлось доводить Т-34 – будущую «ласточку». Реабилитирован А.О. Фирсов «за отсутствием состава преступления» в 1956 году.

Чтобы не заканчивать эту лекцию на печальной ноте, с гордостью надо назвать имя инженера-конструктора Дедкова Владимира Алексеевича, работавшего долгие годы на Горьковском автомобильном заводе, который занимался как созданием гусеничной бронетехники, так и (впоследствии) колесной.

Завершая цикл лекций о довоенном развитии отечественного танкостроения, необходимо довести до сведения молодого поколения Нижнего Новгорода, что именно завод «Красное Сормово» г. Горького считается колыбелью нашего танкостроения, потому что на этом заводе в августе 1921 года было изготовлено впервые 16 танков, разработка которых проводилась по закупленному во Франции танку «Рено»*.

Боевое применение в Великой Отечественной войне танков ИС на долгие годы утвердило концепцию разработок и выпуска тяжелых танков, как мощную наступательную бронетанковую силу.

Прим. автора: Сведения о 16 танках приведены в Историческом очерке «75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники» стр. 91 г. Кубинка, 2006 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *