Первые танки серийного производства. История создания танка Т-34.

Лекция № 2

Исторические сведения о разработках отечественных танков. Первые танки серийного производства. Первое боевое применение. История создания танка Т-34.

В 20-е годы Советская страна еще не располагала ни опытом разработки конструкции танков, ни возможностями отечественной промышленности их производства. Первый собранный танк «Борец за свободу тов. Ленин» был выпущен в нашем городе заводом «Красное Сормово» 31 августа 1920 года. Это была копия французского танка «Рено». Всего было выпущено 15 танков, и все они имели собственные имена-названия.

         Вопросы и проблемы создания собственных танков были затронуты в докладе председателя РВС СССР Ворошилова в Совете труда и обороны.  На основании этого доклада в декабре 1929 года комиссией под руководством зампредседателя СНК Орджоникидзе было принято решение командировать за границу представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов вооружения. По результатам этой командировки комиссия в своих докладах рекомендовала приобрести американский танк «Кристи» как образец для разработки базовых изделий для своих, отечественных танков. Танк «Кристи» обладал лучшими скоростными характеристиками в сравнении с другими танками того периода.

         В конце декабря 1930 года собранные и испытанные две машины «Кристи» были направлены в Советский Союз из порта Нью-Йорка. В начале 1931 года прибывшие танки передали в соответствующие управления для их изучения, испытаний и проверок ходовых возможностей и других характеристик.

         Танк «Кристи» представлял собой легкую боевую колесно-гусеничную бронированную машину. Его клепаный корпус был выполнен из бронированных листов толщиной от 5,5 до 14 мм, обладавших только противопульной защитой. Максимальная скорость передвижения танка при колесном режиме 65-70 км/ч, при этом танк практически не мог передвигаться по песку.

         7 июня 1931 года ходовые испытания одного из этих танков демонстрировали членам Правительства – И.В. Сталину, К.Е. Ворошилову, В.М. Молотову, Г.К. Орджоникидзе. В архивах испытательного полигона в Кубинке сохранились сведения об этих испытаниях. Согласно официальным данным, в период с 16.05.1931. по 21.06.1931. танк прошел на гусеницах 43,5 км и 863 км на колесах. В заключении об испытаниях определено: 

«Танк «Кристи» … представляет исключительный интерес машины с универсальным движителем, требует как боевая машина большой доработки и введения ряда конструктивных усовершенствований и изменений.

Начальник испытательного отдела Громов.

Инженер высшего отдела танковой станции Лаврентьев»*.

______________

*Прим. «75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники». Исторический очерк. Стр. 46. г. Кубинка, 2006.

________________

После проведения конструктивных доработок вариант «Кристи» был запущен в производство как танк БТ-2, хотя в процессе дальнейших испытаний уже выпускаемого нами танка конструктивные и иные дефекты продолжали выявляться.

         В 30-е годы за границей были закуплены лучшие танки и танкетки того периода, такие, как «Карден-Лойд» Мк-IV (танкетка), «Виккерс» 6 тонн» «Виккерс» 12 тонн», «М1940» («Кристи»).

         На базе этих машин в 1931 году были созданы и приняты на вооружение танкетка Т-27, легкие танки Т-26 и БТ-2. При создании плавающего танка Т-37, среднего Т-28 и тяжелого Т-35 использовались наши разработки по английским танкам.

         С 1932 года считается, что в нашей стране создана своя танковая промышленность, и этот год вошел в историю как год отечественного танкостроения.

         В 1933 году усовершенствованный колесно-гусеничный танк БТ-5 начал выпускаться серийно. В этом же году в период с 27 по 29 октября по разрешению Правительства был организован скоростной пробег пяти танков БТ-5 по маршруту Харьков-Москва. Этими испытаниями проверялось качество и надежность колесного движителя при движении по шоссейным дорогам. Все танки это испытание выдержали, пройдя 795 км за 57 часов. Финишировали на Красной площади. Время чистого движения составило 22 часа 53 минуты. На отдельных участках колонна танков развивала скорость до 90 км/ч. Средняя скорость движения без учета остановок составила 35 км/ч. Этот пробег вошел в историю как триумф молодого отечественного танкостроения.

         Танками БТ-5 начинают укомплектовывать танковые части, дислоцируемые в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Но в процессе эксплуатации этих машин в зимних условиях Забайкалья, когда температура воздуха достигала минус 50-55 градусов, выявив многие недостатки, которые пришлось учитывать при проработках новых вариантов БТ техники.

         В мае 1934 года изготовили первый опытный образец танка БТ-7 с двигателем М17Т.

         Осенью 1936 года начались испытания четырех танков БТ-7А с дизельным двигателем В-2. По завершении испытаний и доработок танк был принят в производство под маркой БТ-7М. Этими танками были закончены разработки легких танков под маркой «БТ» на базе американского танка «Кристи». Всего было выпущено 788 танков БТ-7М, которые по своим характеристикам были значительно лучше своих предшественников БТ-2 и БТ-5. Но именно танки всех марок «БТ» приняли на себя первые боевые применения.

         Танки БТ-5 применялись во время гражданской войны в Испании (1936-39 гг.) БТ-2, БТ-5 и Т-26 участвовали в боевой операции по разгрому японской милитаристской группировки в Монголии в 1939 году в районе реки Халхин-Гол. Танки «БТ» приняли первые бои в начальный период Великой Отечественной войны. Опыт боевого применения танков во время войны в Испании определил бесспорное решение о создании танков с противоснарядным бронированием для защиты от обстрела пушками калибра 47 мм. Спорными вопросами оставались варианты применения движителя. Быстроходность танков «БТ» при движении по твердым дорогам на колесах была убедительна. Эффективность движения по мягким грунтам и песку сводилась к отрицательному показателю. Против применения только гусеничного движителя действовал фактор ограниченного ресурса металлической гусеницы. К сожалению, на тот период возможности металлургической промышленности страны, разработки химических составов сталей не достигали должного технологического уровня для выпуска надежных деталей гусеницы.

История создания танка Т-34.   

До 1938 года окончательное решение на правительственном уровне «О типах танков для вооружения танковых войск» откладывалось. АБТУ РККА в мае 1938 года самостоятельно приняло решение об утверждении основных кратких ТТХ на разработку гусенично-колесного танка БТ-20. Параметры ТТХ и задание на разработку КД на БТ-20 передали КБ-24. По разработанной КД заводом № 183 в г. Нижний Тагил уже в сентябре 1938 года был спроектирован макет танка БТ-20 и передан комиссии АБТУ РККА. Комиссия проект утвердила и предложила заводу изготовить:

— один макет танка колесно-гусеничный с пушкой калибра 45 мм;

— два макета танков гусеничных с пушкой калибра 76,2 мм

— один корпус танка для обстрела.

         Изготовленные макеты вариантов танков и доработанные материалы проектов были рассмотрены 9 и 10 декабря 1938 года Главным военным советом.

         27 февраля 1939 года Комитетом обороны при СНК СССР на заседании обсуждались чертежи и макеты вариантов танков А-20 и А-32, при этом предпочтение о выпуске танков только с колесно-гусеничным движителем высказывало большинство военачальников. Главный конструктор завода М.И. Кошкин, со свойственной его характеру твердостью, в присутствии Генерального секретаря ЦК ВКП (б) И.В. Сталина, высказал свои сомнения в отношении мнений и требований заказчика и предложил для госиспытаний изготовить образцы спроектированных танков обеих марок. «Обращаясь к заказчику, И.В. Сталин предложил не стеснять инициативу завода, дать коллективу возможность работать и разрешить изготовить опытные образцы по обоим представленным проектам»*.

________________

*Прим. «75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники». Исторический очерк. Стр. 67-68. г.Кубинка, 2006.

________________

Изготовленные образцы обоих вариантов А-30 и А-32 были предоставлены для испытаний.  Программой испытаний предусматривалось провести заводские и полигонные испытания совмещенно в период с 1.08.1939. по 3.01.1940. Кроме уже названных образцов, испытаниям должны были подвергаться и образцы тяжелых танков СМК, Т-100 и КВ-1. Но, в связи с начавшейся советско-финской войной в ноябре 1939 года пришлось внести некоторые изменения в объем и последовательность начатых испытаний. Образцы СМК, Т-100 и КВ-1 в ноябре отправили на Карельский фронт, а А-20, А-32 (Т-32) – на Харьковский паровозостроительный завод для доработок по выявленным в ходе начатых испытаний замечаниям. После устранения замечаний и доработок оба образца прошли войсковые полигонные испытания в районе Харькова с 18.07.1939. по 23.08.1939. В комиссии по испытаниям участвовал и главный конструктор завода № 183 М.И. Кошкин. После окончания войсковых испытаний и некоторого ремонта оба образца были отправлены в НИАБТ Полигон для показа членам Правительства. Всего на Полигон поступило 11 образцов танков различных вариантов.

В день показа и демонстративных испытаний на Полигон приехало много представителей от различных военных и научно-исследовательских отделов АБТУ. От Правительства приехал Нарком обороны, маршал Советского Союза, Ворошилов К.Е., который был не в духе. Сохранилось описание тех событий о прохождении трассы полигона с препятствиями опытными образцами. Несколько ниже – выписка из тех описаний будет представлена почти дословно.

Первым движение по трассе начал двухбашенный 55-тонный гигант СМК, который почти все препятствия преодолевал с трудом. Второй опытный танк – КВ – препятствия преодолевал уверенно, но полный восторг вызвал танк Т-32. «Он (Т-32. – авт.) в хорошем темпе и с каким-то изяществом преодолел ров, эскарп, контрэскарп и колейный мост… В это время М.И. Кошкин, казалось бы, беспечно улыбаясь, разговаривал неподалеку с Н.В. Барыковым. И лишь лихорадочно блестевшие глаза да побледневшие губы выдавали его душевное состояние. Вот Т-32 оставил за кормой последнее препятствие. Казалось бы, испытания успешно завершены. Но что это? Машина вдруг довернула вправо и ходко пошла в сторону довольно крутобокой высоты. Поползла вверх по ее склону… «Да остановите же его! – не выдержал кто-то из наблюдавших, — Там же подъем более 30 градусов… » Между тем Т-32 уже взобрался на самую вершину высоты… Раздались дружные аплодисменты. А танк-верхолаз круто развернулся и пошел теперь уже вниз по склону. По пути механик-водитель направил машину на довольно толстую сосну и ударом носовой части сбил ее…

Затем Т-32 плавно вошел в реку. Волны, накатываясь, едва не подбирались к люку механика-водителя. Но танк уже задирает нос и, как ни в чем не бывало, выходит на противоположный берег и только после этого, под общий гул одобрения, спешит на свое место на финишной площадке.

Настроение у маршала Ворошилова явно исправилось. Он уже смеется, что-то оживленно говорит окружавшим его А.А. Жданову, А.И. Микояну и Н.А. Вознесенскому. Затем, вызвав на вышку танковых конструкторов – М.И. Кошкина, Н.Л. Духова и Ж.Я. Котина, сердечно благодарит их»*.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *