Символично, что именно с танка Т-10М началась история создания Нижегородского городского музея техники и оборонной промышленности, который стал самым первым экспонатом нашего музея в далеком октябре 2012 года.
А теперь о семействе советских серийных тяжёлых танков с гордой аббревиатурой – Т-10.
Идея создания «властелина боя» зародилась ещё на фронтах Великой Отечественной войны
В конце 1940-х годов с тяжёлыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении армии состояло 3 типа танков ИС-2, ИС-3, ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основного тяжёлого танка на перспективу.
Поэтому в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новый тяжёлый танк. Основными требованиями являлось ограничение боевой массы машины – 50 тонн.
Тяжёлый танк весом 50 тонн предназначался для противостояния американским танкам М-103 (56 тонн) и британским Conqueror (65 тонн).
Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР.
Главным конструктором, ответственным за «объект 730» (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж.Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8.
В апреле 1948 года был разработан техпроект. В соответствии с заданием новый тяжёлый танк должен иметь ходовую часть и защищённость по типу ИС-4, а форму корпуса – как у ИС-3.
Была выпущена установочная партия из 10 танков. Они прошли заводские испытания в 1949 году. В 1950 году состоялись госиспытания.
Танк прошёл большой цикл повторных и контрольных полигонных и заводских испытаний, которые закончились только к декабрю 1952 года.
При этом проект менялся несколько раз, в результате чего танк получил сначала индекс ИС-9, а затем ИС-10.
В марте 1953 года умер И.В. Сталин, после чего естественно, аббревиатура «ИС» канула в лето.
В конце 1953 года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10.
Т-10 обладал большим потенциалом и постоянно модернизировался: Т-10, Т-10А, Т-10Б, Т-10М — это более серьёзная модернизация.
В 1966 году производство Т-10М прекратили. Всего с 1954 по 1966 гг. было выпущено около 8 тысяч танков Т-10 всех модификаций. Это делает танк Т-10 самым массовым тяжёлым танком в истории танкостроения.
В последующие годы, по мере поступления в войска современных машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б, Т-10М передавали на базы долговременного хранения, а частично отправлялись на разделку. Часть машин служила в качестве мишеней на различных полигонах. Формально же они были сняты с вооружения в Российской Армии только в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.
«Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением манёвров, единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. Это были танки из состава 13-й гвардейской тяжёлой танковой дивизии.
В 50-60-е годы по мере поступления Т-10 в войсках началось формирование 2-х тяжёлых танковых дивизий в составе ГСВГ (Группа Советских Войск Германии). На территории ГСВГ располагались 13 и 25 гвардейские тяжёлые танковые дивизии.
Всего в Вооружённых Силах СССР в период 1954-1958 гг. было сформировано 8 тяжёлых танковых дивизий.
Основу вооружения танка Т-10 составляла 122-мм пушка Д-25ТА
Она снабжалась электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3-4 выстрелов в минуту, тогда как у предыдущего «ИС» этот показатель 2-3 выстрела в минуту.
При этом Т-10 превосходил конкурентов в подвижности и маневренности.
Западные танки могли разгонятся до 34 км/ч, советские до 50 км/ч.
Для танка Т-10М в КБ Пермского завода №172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.
Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двуполостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14.
Вместо пулемётов (ДШК 12,7 мм) на предыдущих модернизациях были установлены 14,5-мм КПВТ спаренный с орудием и зенитный.
Установлен новый 12-ти цилиндровый, 4-х тактный, V-образный дизельный двигатель В-12-6 жидкостного охлаждения, в который по сравнению с В-12-5 были внесены изменения в конструкцию картера, коленчатого вала, цилиндров, и т.д.
Двигатель В-12-6 относится к дизелям типа В-2.
Мощность двигателя 750 л.с. при 2100 об/мин.
Сварной корпус имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа».
Башня – литая обтекаемой формы с переменными углами наклона и переменной толщиной – от 250 миллиметров в носовой части до 40 миллиметров на литой части крышки.
Большая часть стенок башни имела толщину 155 миллиметров при углах наклона от 41 до 50 градусов.
Таким образом, приведённая толщина бронидостигала – 242 миллиметра.
Тактико-техническая характеристика танка Т-10М
боевая масса – 50т
длина – 10,5 м
ширина – 3,4 м
экипаж – 4 человек
вооружение – 122-мм пушка М-62-Т2:
– скорострельность 3-4 выстр/мин
– максимальная прицельная дальность до 4000м
– дальность стрельбы с помощью бокового уровня до 15000м
2 пулемета КПВТ 14,5 мм
– максимальная прицельная дальность до 2000м
боекомплект: 30 снарядов с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом
744 патронов к КПВТ
бронирование: лоб корпуса – 120 мм
лоб башни – 242мм
тип двигателя — дизель В-12-6
максимальная мощность – 750 л.с.
максимальная скорость – 50 км/ч
максимальный запас хода – 350 км.