СОТРУДНИЧЕСТВО. ДВЕ СЕСТРЫ — БЕЛАРУСЬ И РОССИЯ!

Две сестры – Беларусь и Россия

Третьего июля братская Беларусь отмечала сразу два праздника: День освобождения от немецко-фашистских захватчиков и День независимости. В этих торжествах приняли участие и нижегородцы.

Есть в Славгородском районе Могилевской области уголок, который особенно дорог нижегородцам: на пятикилометровом участке Варшавского шоссе в июле 41-го при прорыве из окружения погибли более трех тысяч наших земляков из 137-й стрелковой дивизии. Это соединение формировалось в нашем городе, а шефом дивизии всю войну был завод «Красное Сормово». Впрочем, на этот раз гостями жителей Славгорода была делегация из Арзамаса во главе с мэром Анатолием Мигуновым, в том числе и поисковая группа «Броня». А ваш корреспондент был приглашен, как автор книги «Однополчане» о боевом пути 137-й дивизии.

В этих праздничных мероприятиях был и драматический момент…

Казалось бы, прошло 68 лет с тех трагических событий июля 41-го – неужели что-то еще может напоминать сегодня в этом цветущем краю Беларуси о войне… За несколько дней до приезда делегации нижегородцев бойцы 52-го отдельного специального поискового батальона белорусской армии нашли на этом участке шоссе останки пяти советских солдат. Судя по количеству стрелковых ячеек, их было двадцать в том бою. На  другой стороне шоссе были гитлеровцы. Мы, наверное, никогда уже не узнаем, как сложились судьбы остальных пятнадцати солдат. Может быть, одни из них прорвались с боем через шоссе и ушли за реку Сож и воевали, кому сколько было отпущено судьбой – час, день, два, год, может быть кто-то из них и остался в живых. А эти пятеро так и пролежали незахороненными в своих окопчиках 68 лет… Их не заметили ни грибники, ни лесники, ни дорожные рабочие, которые укладывали на шоссе асфальт – всего в каких-то 30 метрах. Поисковики тщательно осмотрели это место боя, нашли в окопчиках десятки гильз, осколков, штык.

Останки пяти советских солдат, а скорей всего это наши земляки, были со всеми воинскими почестями, с отпеванием по православному обычаю похоронены в братской могиле у памятника на шоссе, где после войны были погребены 220 их боевых товарищей из 137-й стрелковой дивизии.

Военный археолог 52-го батальона белорусской армии Алексей Куцуп рассказал, что эта часть каждый год хоронит тысячи советских солдат, погибших в Беларуси в годы Великой Отечественной, и конца этой работе не видно. Только в Славгородском районе насчитывается 108 воинских захоронений, где погребены десятки тысяч советских воинов. Здесь, в Беларуси, очень многое еще напоминает о войне. Поисковики в этой экспедиции с миноискателями прошли, «прозвонили» не один десяток километров – то и дело в заросших травой и мхом стрелковых ячейках находили стреляные гильзы, остатки снаряжения.

В деревне Александровка 2-я на берегу Сожа летний ливень вымыл на дороге несколько винтовочных гильз. Оказались – немецкие, 1938 года выпуска. То и дело на дороге попадаются ржавые осколки. Местный лесник-белорус рассказал:

— Да я каждый год, как картошку на огороде копаю, так набираю гильз и осколков по ведру! Здесь их – миллионы!

87-летняя Анна Лазаренко — последняя жительница этой деревушки, которая помнит, как тогда, в июле 41-го под огнем врага спешили к переправе прорвавшиеся из окружения наши бойцы, повозки, автомашины, орудия.

— В лесу после боя я видела много наших убитых солдат. Лежал один тяжело раненый солдат, весь в крови, только попросил у меня сухарика или водички, и умер, — рассказала  Анна Лазаренко. Его могила где-то в этом лесу, где до сих пор какая-то необъяснимая аура смерти. Здесь не поют птицы, а сосны, выросшие из праха сотен погибших солдат, стонут, как раненые…

Кровавым катком прошлась по территории Беларуси война. Только в Славгородском районе из 40 тысяч человек населения война забрала половину. А сгорело все, что могло гореть. Только начала налаживаться жизнь – случилась Чернобыльская катастрофа. Население здесь сократилось еще на 7 тысяч человек – люди вынуждены были уезжать из зараженной радиацией зоны, пришлось своими руками уничтожить несколько деревень. Сейчас в районе проживают всего 15,6 тысяч человек.

Белорусы хорошо знают цену войне и миру.

За эти несколько дней удалось побывать не только на торжественных мероприятиях, но и посмотреть, как живет сегодня Беларусь. Очень часто на встречах с местными жителями люди говорили, что у кого-то из них в Нижнем Новгороде живет родня, кто-то служил в нашем городе, а были и такие, что переехал в Беларусь на постоянное жительство несколько лет назад. К россиянам здесь исключительно доброжелательное отношение. Власти Славгорода сделали все, чтобы программа пребывания нижегородцев в Беларуси запомнилась надолго.

Всем известна чистота белорусских городов. Здесь сумели воспитать поколение, которому просто не придет в голову мусорить на улице. В Славгороде везде – аромат цветов, а не вонь выхлопных газов автомашин.

Белорусы гордятся своей Родиной.

Ясная, светлая, чистая, нежная,

Белая, Белая Русь.

Засветло, затемно, буднично, празднично

Лишь на тебя я молюсь!

Это слова из песни, которая на празднике исполняла Виктория Городецкая. Фамилия юной певицы, кстати, нижегородская!

В селе Свенск гости побывали в СПК «Зарянский». Уходят в прошлое неказистые деревенские дома, современный сельский белорусский пейзаж все чаще напоминает Европу: везде строятся симпатичные коттеджи на одну семью. Живи, работай, радуйся жизни. Сюда на постоянное жительство переезжают люди из Украины, Казахстана, России. Травы вокруг Свенска такие сочные, что председатель «Зарянского» Галина Кащеева пошутила: «Сама бы ела, да телятам надо». В этом хозяйстве в день производят 18 тысяч литров молока. А вся Беларусь молока производит столько, что впору в Россию гнать его по трубам, если бы не скисало по дороге. И вряд ли его было бы намного меньше, чем нефти, которую получает республика от нас.

Председатель сельсовета Свенска Сергей Сурменков с гордостью показывал, какие здесь школа, детский сад, физкультурно-оздоровительный комплекс. В местной школе 162 ученика и 130 из них на лето каждый год уезжают отдыхать в Германию. Здесь обязательное оздоровление детей в течение месяца за государственный счет. Питание в школе трехразовое, бесплатное. В детском саду не слышали, что такое очередь. Есть в селе даже своя школа искусств.

— Для дярэвни нормально? – улыбаясь, показал председатель сельский медпункт. Еще бы: оборудование в кабинетах здесь везде – швейцарское.

Еще лучше оказалась социальная инфраструктура в СПК «Лесная», на полях которого в 1708 году произошла знаменитая битва со шведами.

Вышестоящие власти здесь очень строго спрашивают власти на местах за безусловное выполнение утвержденных Президентом республики социальных стандартов.

— От порядка и дисциплины у нас еще никто не умер, — заметил по этому поводу Сергей Сурменков.

И такой строгий спрос дает результаты: уровень и качество жизни в Беларуси, по крайней мере на селе и в небольших городках, пусть и с небольшим преувеличением, но это что-то среднее между раем и коммунизмом. О многих социальных пороках, к которым россияне давно привыкли, здесь знают только понаслышке.

Россиянам есть чему поучиться у белорусов. Мы — братские народы, скрепленные прежде всего общей пролитой в войнах кровью.

Валерий КИСЕЛЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *