Самоходное артиллерийское орудие 2С23 "Нона-СВК"

Самоходное артиллерийское орудие 2С23 "Нона-СВК"
  • Боевая масса – 14,5 т. 
  • Экипаж — 4 чел 
  • Среднее удельное давление на грунт – 0,5 кгс/см² Габаритные размеры: высота – 2900 мм ,длина корпуса – 7400 мм, ширина корпуса – 2485 мм, клиренс – 475 мм 
  •  Вооружение: нарезная пушка-гаубица-миномёт 2А60 боекомплект – 30 выстрелов ,7,62-мм пулемёт ПКТ боекомплект – 500 патронов
  • Двигатель: ~ марка – КамАЗ-7403. ~ тип – дизельный. ~ мощность двигателя – 260 л.с. 
  • Максимальная скорость: ~ по шоссе – 80 км/ч ~ на плаву – 10 км/ч 
  • Запас хода по шоссе – 600 км, на плаву – 12 часов Преодолеваемые препятствия: ~ ширина рва – 2,0 м ~ высота стенки – 0,5 м ~ преодолеваемый подъем – 30° ~ преодолеваемый брод – плавает 
  • Радиостанция – Р-173 ТПУ – 1В116

    Самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК» разработано в конце 1980-х годов в качестве средства огневой поддержки мотострелкового батальона. Поставки этой самоходной установки в части Советской Армии были начаты в 1990 г. Самоходная установка 2С23 создана на базе плавающего бронетранспортера БТР-80, так как весовые и габаритные требования к боевой технике сухопутных войск не столь жесткие, как к технике воздушно-десантных войск, а колесное шасси БТР-80 обеспечивает большую мобильность и надежность, особенно при переброске войск своим ходом на большие расстояния.

Самоходная установка 2С23 выполнена по следующей компоновочной схеме. В передней части корпуса слева находится отделение управления, в котором оборудовано место механика-водителя.

Корпус 2С23 полностью закрытый, с гладким днищем, изготовлен из катаных броневых листов (бронелисты лобовой проекции корпуса защищают от пуль калибра 12,7 мм), снабжен фильтровентиляционной установкой (ФВУ). Он является основанием, на котором крепятся все агрегаты и механизмы машины. На верхнем лобовом листе расположены два смотровых люка, закрываемые стеклами с резиновыми уплотнителями, а в боевом положении — броневыми крышками. Для очистки стекол от грязи и воды установлены стеклоочистители. В стыке верхнего лобового листа с крышей корпуса вварены гнезда для приборов наблюдения водителя. Еще по одному гнезду вварено на скуловых частях бортов корпуса. У рабочего места механика-водителя 4 прибора. Причем при необходимости вместо центрального может быть установлен ночной прибор наблюдения с дальностью видения ночных условиях до 60 м. На среднем листе носовой части корпуса размещены люки для доступа к лебедке, к главным тормозным цилиндрам и к главным цилиндрам приводов сцеплений. Справа и слева на стыке боковых листов носовой части корпуса вварены опоры волноотражательного щита. На нижнем лобовом листе приварены два буксирных крюка и расположен люк для выдачи троса лебедки. Люк имеет крышку, открывающуюся вниз. В передней части крыши корпуса над отделением управления расположены посадочные люки командира и водителя. Крыша корпуса состоит из двух листов. В листах имеются люки для входа и выхода воздуха системы охлаждения, лючки заправки радиаторов и топливных баков. В конце кормового листа по оси машины приварена буксирная скоба для буксировки на плаву. По обе стороны от скобы установлены фонари стоп-сигналов. В задней части бортовых листов размещены глушители. На скуловых частях бортов приварены ограждения фар и установлены два подфарника, две фары со светомаскировочными насадками и фара-осветитель ночного прибора водителя (только слева). Снаружи на корпусе бронетранспортера размещены буксирный трос и блок, шанцевый инструмент. Буксирный трос зацеплен за правый передний крюк и уложен вдоль правого борта на полке. Буксирный блок укладывается на правом боковом листе корпуса. На правом борту корпуса под глушителем закреплена лопата, под левым глушителем — двуручная пила. Корпус защищает личный состав от огня стрелкового оружия, а также от непосредственного воздействия светового излучения, радиоактивных и отравляющих веществ. В нем три отделения: управления, силовой установки и боевое. Силовая установка расположена в кормовой части корпуса.

В отделении управления находятся командир машины и водитель. Регулируемые сиденья могут изменять свое продельное положение, наклон спинки и при подъеме фиксироваться в трех положениях. В отделении установлены приводы управления, контрольно-измерительные приборы, приборы наблюдения, средства связи.

Средняя часть корпуса и башня образуют боевое отделение, в котором размещаются командир установки, наводчик и заряжающий, а также смонтированы приборы наведения и наблюдения, электро- и пневмооборудование. Здесь же находится боеукладка с боеприпасами. Основное вооружение самоходной установки размещено в башне кругового вращения. Это 120-мм нарезное орудие 2А60, представляющее собой один из вариантов орудия 2А51 установки «Нона-С». Башня сварена из катаных листов броневой стали. Броня противопульная, защищает от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин. Место наводчиком оборудовано слева от орудия. Здесь находится сиденье с откидной спинкой, которое регулируется по высоте и расстоянию относительно прицела, прицельного приспособления и механизма наводки. Сзади наводчика в командирской башенке располагается командир установки. В его распоряжении имеется прибор наблюдения ТНПО-115. Место заряжающего — справа от орудия. Доступ расчета в боевое отделение осуществляется через боковые люки, расположенные между нишами колес второго и третьего мостов. В задней части боевого отделения установлена герметичная перегородка, изолирующая боевое отделение от отделения силовой установки. В отделении силовой, установки размещен V-образный двигатель КамАЗ-7403, который в сборе со сцеплением и коробкой передач смонтированы на общей раме. В нем находятся также агрегаты систем, обслуживающих двигатели, приборы системы противопожарного оборудования, водометный движитель и элементы системы водоотлива. В отдельном отсеке размещаются топливные баки. Над отделением силовой установки оборудованы воздухопритоки, смонтированы радиатор и вентилятор. Доступ к силовой установке осуществляется как со стороны боевого отделения через люки в моторной перегородке, так и со стороны кормового листа корпуса. Между полом боевого отделения и днищем корпуса размещены агрегаты трансмиссий: мосты, раздаточные коробки, карданные валы. Там же расположены рычаги и тяги рулевого управления, тяги привода управления коробками передач, раздаточными коробками и другими агрегатами. Под днищем корпуса размещаются детали подвески, торсионы, амортизаторы, рычаги независимой подвески. На рычагах подвески у колес укреплены картеры колесных редукторов.

Ходовая часть обеспечивает высокую проходимость машины, позволяет успешно действовать в любых географических регионах и различных климатических зонах. Машина имеет одинарные съемные колеса (8 колес, все они ведущие) с разъемным ободом. Подвеска всех колес независимая, торсионная на поперечных рычагах, в бортовых нишах корпуса. Шины КИ-80 (КИ-126) бескамерные с регулируемым давлением в широких пределах, с направленным рисунком протектора, размером. «Елочка» протектора в передней части шины направлена вниз. Система централизованного регулирования давления воздуха в шинах не только контролирует, но и изменяет давление в шинах, регулировать его можно прямо с места водителя на стоянке и даже на ходу. Если в бою какие-то шины будут повреждены, она автоматически поддерживает в них заданное давление и позволяет продолжать движение машины. Колеса первого и второго моста — управляемые. Минимальный радиус поворота по колее переднего наружного колеса составляет 13 м. База машины равна 4400 мм. Двигатель: дизель КАМАЗ-7403 (ЯМЗ-238М2), четырехтактный, 8-цилиндровыи, V-образный, с турбокомпрессорным наддувом, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя — 260 л.с. На машине может быть установлен такой же двигатель, но без турбокомпрессорного наддува мощностью 210 л.с. В системе питания применяется дизельное топливо. Система смазки — комбинированная под давлением и разбрызгиванием, с «мокрым» картером (т. е. нижняя часть картера двигателя является емкостью для масла). Масло в систему заправляется через заливную горловину картера двигателя и проверяется щупом. Заправочная емкость системы — 28 л. Система охлаждения — жидкостная, вентиляторная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система облегчения пуска двигателя состоит из двух частей: электрофакельного устройства и подогревателя. Электрофакельное устройство предназначено для подогрева воздуха во впускных трубопроводах двигателя во время его пуска. Подогреватель служит для подогрева охлаждающей жидкости в условиях низких температур. Подогреватель смонтирован на двигателе машины. Трансмиссия — ме-ханическая, ступенчатая. Она состоит из следующих агрегатов и узлов: главного фрикциона, коробки передач, раздаточной коробки, карданных передач, мостов, колесных редукторов, узлов привода насоса водомета, узлов привода лебедки. Главный фрикцион — «сухой», двухдисковый, с трением стали по фрикционному материалу, с гидравлическим приводом управления. Коробка передач — механическая, пятиступенчатая, с механическим приводом управления. Орудие 2А60 имеет нарезной ствол длиной 24,2 калибра с комбинированным полуавтоматическим затвором, люльку с ограждением, противооткатные устройства и секторный подъемный механизм. Для облегчения работы заряжающего орудие снабжено пневматическим досылателем. Пневмосистема используется и для продувки канала ствола после выстрела с тем, чтобы пороховые газы не проникли в боевое отделение. Прицелы: перископический – 1П8, панорамный и оптический для стрельбы прямой наводкой в любое время суток – 1П30 и коллиматор К-1. Наведение орудия на цель осуществляется наводчиком, место которого оборудовано слева от орудия. Здесь находится сиденье с откидной спинкой, которое регулируется по высоте и расстоянию относительно прицела, прицельного приспособления и механизма наводки. В вертикальной плоскости орудие наводится в диапазоне углов от -4° до +80°. Угол горизонтального обстрела равен 70° (от -30° до +30°). Благодаря большому объему боевого отделения и удачной компоновке оборудования здесь размещен сравнительно большой боекомплект из 30 выстрелов, а также два металлических ящика с дополнительными зарядами. При ведении стрельбы с подачей артвыстрелов с грунта используется вспомогательное устройство, которое в походном положении крепится снаружи с правой стороны корпуса в районе боковой двери. Для стрельбы из орудия 2А60 используются те же боеприпасы, что и для буксируемого орудия 2Б16 и самоходного 2А51.

Максимальная дальность стрельбы: ~ осколочно-фугасным снарядом — 8,85 км, ~ осколочно-фугасной миной — 7,15 км, ~ осколочно-фугасным активно-реактивным снарядом — 12,8 км.

Минимальная дальность стрельбы: ~ осколочно-фугасным снарядом —1,7 км, ~ миной — 0,45 км.

Максимальная прицельная скорострельность — 8-10 выстр./мин.

Кумулятивный снаряд на дальности до 1000 м пробивает расположенную под углом 90° броневую плиту толщиной свыше 650 мм.

Вспомогательное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на крыше командирской башенки. Стрельбу по наземным и воздушным целям ведет из него командир установки, используя при этом систему дистанционного управления с приборомТКН-ЗА. На обоих бортах башни установлены шесть дымовых гранатометов 902Б «Туча» с дымовыми гранатами ЗД6. Кроме того, самоходное орудие имеет дополнительное вооружение: четыре автомата АКС-74, два переносных зенитных ракетных комплекса»Игла-1″, пятнадцать ручных гранат Ф-1 и двадцать 30-мм реактивных сигнальных патронов. 2С23 Средства связи — радиостанция Р-173 и ТПУ 1В116. Система коллективной защиты от ОМП включает прочную, жесткую и герметичную броневую конструкцию корпуса и башни, а также прибор радиационной и химической разведки ГО-27, автоматически срабатывающие по его сигналу уплотнения, фильтровентиляционную установку ФВУ, механизм остановки двигателя и систему вытяжной вентиляции. Противопожарное оборудование состоит из автоматической установки ППО с системой термодатчиков, расположенных в МТО, и ручного огнетушителя ОУ-2. Для постановки дымовых завес используются термодымовая аппаратура ТДА. Экипаж состоит из 4 человек: командир, наводчик, заряжающий и механик водитель. «Нона-СВК» может перевозиться всеми видами наземного, морского и воздушного транспорта