БМ - 13Н

БМ - 13Н

   По­сле при­ня­тия на воо­ру­же­ние авиа­ции 82-мм ре­ак­тив­ных сна­ря­дов клас­са «воз­ду­х-воз­дух» РС-82 (1937 год) и 132-мм ре­ак­тив­ных сна­ря­дов клас­са «воз­ду­х-зем­ля» РС-132 (1938 год) Глав­ное ар­тил­ле­рий­ское управ­ле­ние по­ста­ви­ло пе­ред раз­ра­бот­чи­ком сна­ря­дов — Ре­ак­тив­ным НИИ — за­да­чу соз­да­ния ре­ак­тив­ной по­ле­вой сис­те­мы зал­по­во­го ог­ня на ос­но­ве сна­ря­дов РС-132. Уточ­нен­ное так­ти­ко-тех­ни­че­ское за­да­ние бы­ло вы­да­но ин­сти­ту­ту в ию­не 1938 го­да. В со­от­вет­ст­вии с этим за­да­ни­ем к ле­ту 1939 го­да ин­сти­тут раз­ра­бо­тал но­вый 132-мм ос­ко­лоч­но-фу­гас­ный сна­ряд, по­лу­чив­ший позд­нее офи­ци­аль­ное на­зва­ние М-13. По срав­не­нию с авиа­ци­он­ным РС-132 этот сна­ряд имел боль­шую даль­ность по­ле­та и зна­чи­тель­но бо­лее мощ­ную бое­вую часть. Уве­ли­че­ние даль­но­сти по­ле­та бы­ло дос­тиг­ну­то за счет уве­ли­че­ния ко­ли­че­ст­ва ра­кет­но­го то­п­ли­ва, для это­го по­тре­бо­ва­лось уд­ли­нить ра­кет­ную и го­лов­ную час­ти ре­ак­тив­но­го сна­ря­да на 48 см. Сна­ряд М-13 имел не­сколь­ко луч­шие, чем РС-132, аэ­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, что по­зво­ли­ло по­лу­чить бо­лее вы­со­кую куч­ность.

     Пер­вая ре­ак­тив­ная ус­та­нов­ка на ав­то­мо­биль­ном шас­си со­стоя­ла из вось­ми на­прав­ляю­щих, свя­зан­ных в еди­ное це­лое труб­ча­ты­ми свар­ны­ми лон­же­ро­на­ми. 16 ре­ак­тив­ных 132 мм сна­ря­дов фик­си­ро­ва­лись по­пар­но с по­мо­щью Т-об­раз­ных штиф­тов свер­ху и сни­зу на­прав­ляю­щих. В кон­ст­рук­ции бы­ла пре­ду­смот­ре­на воз­мож­ность ме­нять угол воз­вы­ше­ния и раз­во­ро­та по ази­му­ту. На­вод­ка на цель про­из­во­ди­лась че­рез при­цел вра­ще­ни­ем ру­ко­яток подъ­ем­но­го и по­во­рот­но­го ме­ха­низ­мов. Ус­та­нов­ку, по­лу­чив­шую об­щее на­зва­ние МУ-1 (ме­ха­ни­зи­ро­ван­ная ус­та­нов­ка), мон­ти­ро­ва­ли на шас­си гру­зо­во­го ав­то­мо­би­ля ЗиС-5: срав­ни­тель­но ко­рот­кие на­прав­ляю­щие рас­по­ла­га­лись по­пе­рек ма­ши­ны. Ре­ше­ние бы­ло не­удач­ным — при стрель­бе ма­ши­на рас­ка­чи­ва­лась, что су­ще­ст­вен­но умень­ша­ло куч­ность боя.

Ха­рак­те­ри­сти­ки ус­та­нов­ки не­сколь­ко улуч­ши­лись, ко­гда в ка­че­ст­ве ба­зы ста­ли при­ме­нять бо­лее под­хо­дя­щее для этой це­ли трех­ос­ное шас­си гру­зо­ви­ка ЗиС-6.

В сен­тяб­ре 1939 го­да соз­да­ли ре­ак­тив­ную сис­те­му МУ-2. В этом ва­ри­ан­те уд­ли­нен­ные на­прав­ляю­щие ус­та­нав­ли­ва­лись вдоль ав­то­мо­би­ля, зад­няя часть ко­то­ро­го пе­ред стрель­бой до­пол­ни­тель­но вы­ве­ши­ва­лась на дом­кра­тах. Мас­са ма­ши­ны с эки­па­жем 5 че­ло­век и пол­ным бое­ком­плек­том со­став­ля­ла 8,33 тон­ны, даль­ность стрель­бы дос­ти­га­ла 8470 м. За один залп (8-10 с) бое­вая ма­ши­на вы­стре­ли­ва­ла 16 сна­ря­дов. Трех­ос­ный ЗиС-6 обес­пе­чи­вал МУ-2 удов­ле­тво­ри­тель­ную под­виж­ность на ме­ст­но­сти, по­зво­лял бы­ст­ро со­вер­шать марш-ма­невр и сме­ну по­зи­ции. Для пе­ре­во­да ма­ши­ны из по­ход­но­го по­ло­же­ния в бое­вое бы­ло дос­та­точ­но 3-4 ми­нут (в ос­нов­ном вре­мя тра­ти­лось на фик­са­цию дом­кра­тов).

На ав­то­ма­ши­не смон­ти­ро­ва­ли уже от­ра­бо­тан­ное уст­рой­ст­во («рель­сы») для стрель­бы сра­зу 24 сна­ря­да­ми.

В сен­тяб­ре 1939 го­да бы­ли про­ве­де­ны ис­пы­та­ния ус­та­нов­ки МУ-2 и по ре­зуль­та­там она бы­ла при­ня­та Глав­ным ар­тил­ле­рий­ским управ­ле­ни­ем для по­ли­гон­ных ис­пы­та­ний. По­сле до­ра­бо­ток в 1940 го­ду пер­вая в ми­ре под­виж­ная мно­го­за­ряд­ная ре­ак­тив­ная ус­та­нов­ка зал­по­во­го ог­ня ус­пеш­но про­шла за­во­дские и по­ли­гон­ные ис­пы­та­ния. Она по­лу­чи­ла ар­мей­ское обо­зна­че­ние БМ-13-16, или про­сто БМ-13, и бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о ее про­мыш­лен­ном про­из­вод­ст­ве. РНИИ по­лу­чил за­каз на из­го­тов­ле­ние пя­ти та­ких ус­та­но­вок и пар­тии ре­ак­тив­ных сна­ря­дов для про­ве­де­ния вой­ско­вых ис­пы­та­ний. Кро­ме то­го, ар­тил­ле­рий­ское управ­ле­ние Во­ен­но-Мор­ско­го фло­та так­же за­ка­за­ло од­ну пус­ко­вую ус­та­нов­ку БМ-13 для ис­пы­та­ния ее в сис­те­ме бе­ре­го­вой обо­ро­ны. Нар­ко­мат бо­е­при­па­сов не за­мед­лил при­сту­пить к ор­га­ни­за­ции по­точ­но­го про­из­вод­ст­ва ре­ак­тив­ных сна­ря­дов с уче­том круп­ных мас­шта­бов их рас­хо­до­ва­ния.

С 15 по 17 ию­ня 1941 го­да на Соф­рин­ском по­ли­го­не под Мо­ск­вой со­сто­ял­ся смотр но­вых об­раз­цов воо­ру­же­ния Крас­ной Ар­мии. 17 ию­ня бы­ли про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ны зал­пы ос­ко­лоч­но-фу­гас­ных ре­ак­тив­ных сна­ря­дов М-13 из двух экс­пе­ри­мен­таль­ных пус­ко­вых ус­та­но­вок. Стрель­бу на­блю­да­ли нар­ком обо­ро­ны Мар­шал Со­вет­ско­го Сою­за С.К. Ти­мо­шен­ко, на­чаль­ник Ге­не­раль­но­го шта­ба ге­не­рал ар­мии Г.К. Жу­ков, на­чаль­ник ГАУ Мар­шал Со­вет­ско­го Сою­за Г.И. Ку­лик, его за­мес­ти­тель ге­не­ра­л-пол­ков­ник ар­тил­ле­рии Н.Н. Во­ро­нов, нар­ком воо­ру­же­ния Д.Ф. Ус­ти­нов, нар­ком бо­е­при­па­сов П.Н. Го­ре­мы­кин и мно­гие дру­гие. Дей­ст­вие ос­ко­лоч­но-фу­гас­ных сна­ря­дов про­из­ве­ло боль­шое впе­чат­ле­ние на при­сут­ст­вую­щих: все ми­ше­ни бы­ли по­ра­же­ны, в рай­оне па­де­ния сна­ря­дов все го­ре­ло.

21 ию­ня 1941 го­да ру­ко­во­ди­те­ля­ми пар­тии и пра­ви­тель­ст­ва бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о раз­вер­ты­ва­нии се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва сна­ря­дов М-13, пус­ко­вых ус­та­но­вок БМ-13 и на­ча­ле фор­ми­ро­ва­ния час­тей ре­ак­тив­ной ар­тил­ле­рии.

Ме­стом се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва БМ-13 был вы­бран за­вод им. Ко­мин­тер­на в Во­ро­не­же. 6 фев­ра­ля 1941 го­да из НИИ-3 в Во­ро­неж на­пра­ви­ли чер­те­жи пус­ко­вых ус­та­но­вок. По по­лу­че­нии за­во­дом чер­те­жей НИИ-3 на ус­та­нов­ку вы­яс­ни­лась не­об­хо­ди­мость их серь­ез­ной кон­ст­рук­тив­ной пе­ре­ра­бот­ки. Это вы­зы­ва­лось, во-пер­вых, не­об­хо­ди­мо­стью вне­се­ния в них из­ме­не­ний в со­от­вет­ст­вии с за­ме­ча­ния­ми, ка­саю­щи­ми­ся кон­ст­рук­тив­ных уп­ро­ще­ний и по­вы­ше­ния так­ти­ко-тех­ни­че­ских ха­рак­те­ри­стик, и, во-вто­рых, тре­бо­ва­ния­ми тех­но­ло­гии про­мыш­лен­но-се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва пус­ко­вых ус­та­но­вок. В те­че­ние мар­та-а­пре­ля кон­ст­рук­ция ря­да ос­нов­ных уз­лов пус­ко­вой ус­та­нов­ки под­вер­глась на за­во­де ко­рен­ной пе­ре­ра­бот­ке и по­лу­чи­ла но­вое кон­ст­рук­тив­ное ре­ше­ние, от­ве­чаю­щее осо­бен­но­стям опыт­но-се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва. Ко­рен­ным кон­ст­рук­тив­ным из­ме­не­ни­ям под­вер­глась ко­роб­ча­тая кон­ст­рук­ция спар­ки на­прав­ляю­щей, ко­то­рая бы­ла за­ме­не­на на швел­лер­ную бал­ку, зад­няя опо­ра по­во­рот­ной ра­мы, кон­ст­рук­ция ме­ха­низ­ма вер­ти­каль­но­го на­ве­де­ния и др.

Чер­те­жи об­ще­го ви­да ус­та­нов­ки, раз­ра­бо­тан­ные в КБ за­во­да им. Ко­мин­тер­на, бы­ли го­то­вы к 10 ию­ня 1941 го­да. Од­на­ко при раз­ра­бот­ке чер­те­жей в КБ за­во­да ус­та­нов­ка не бы­ла ни кон­ст­рук­тив­но, ни тех­но­ло­ги­че­ски за­кон­че­на от­ра­бот­кой для се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва и бое­вой экс­плуа­та­ции. От­дель­ные уз­лы ус­та­нов­ки, на­при­мер, на­прав­ляю­щие, не бы­ли ис­пы­та­ны и ока­за­лись не­дос­та­точ­но проч­ны­ми, а по­во­рот­ное уст­рой­ст­во бы­ло вы­пол­не­но в двух ва­ри­ан­тах. Вы­бор луч­ше­го из них со­сто­ял­ся при ис­пы­та­ни­ях двух пер­вых опыт­ных ус­та­но­вок на по­ли­го­не 5 ию­ля 1941 го­да. Пер­вые две пус­ко­вые ус­та­нов­ки БМ-13, из­го­тов­лен­ные на за­во­де им. Ко­мин­тер­на, бы­ли от­прав­ле­ны в Мо­ск­ву ут­ром 2 ию­ля 1941 го­да. 5 ию­ля ус­та­нов­ки бы­ли ис­пы­та­ны на под­мос­ков­ном по­ли­го­не, а за­тем на­прав­ле­ны на мо­с­ков­ский за­вод «Ком­прес­сор» (№733) для уст­ра­не­ния не­дос­тат­ков. С 10 ию­ля 1941 го­да за­вод им. Ко­мин­тер­на при­сту­пил к вы­пус­ку пус­ко­вых ус­та­но­вок и до 26 ию­ля яв­лял­ся един­ст­вен­ным пред­при­яти­ем в стра­не по их про­из­вод­ст­ву. 26 ию­ля пер­вую ус­та­нов­ку вы­пус­тил за­вод «Ком­прес­сор». На 12 ав­гу­ста 1941 го­да, как яв­ст­ву­ет из до­не­се­ния во­ен­пре­да за­во­да «Ком­прес­сор «, в час­ти Крас­ной Ар­мии бы­ло по­став­ле­но уже 53 ус­та­нов­ки, при­чем за­во­дом им. Ко­мин­тер­на бы­ла из­го­тов­ле­на из это­го чис­ла 41 ус­та­нов­ка.

В пер­вые ме­ся­цы вой­ны на за­во­де «Ком­прес­сор» на­хо­ди­лась бри­га­да со­труд­ни­ков НИИ-3. «В ию­не 1941 г. — вспо­ми­на­ет ди­рек­тор за­во­да И.А. До­рож­кин, — на «Ком­прес­сор» при­бы­ла груп­па со­труд­ни­ков на­уч­но-исс­ле­до­ва­тель­ско­го ин­сти­ту­та. Они под­роб­но оз­на­ко­ми­ли нас с прин­ци­пом ра­бо­ты но­вой ус­та­нов­ки, с ме­то­да­ми про­вер­ки из­го­тов­лен­ных ма­шин». Од­на­ко их при­сут­ст­вие ока­за­лось не­про­дол­жи­тель­ным. Глав­но­го ин­же­не­ра НИИ-3 А.Г. Кос­ти­ко­ва нар­ком П.И. Пар­шин да­же «на­зна­чил глав­ным кон­ст­рук­то­ром за­во­да, а ме­ня — его за­мес­ти­те­лем, — вспо­ми­на­ет В.П. Бар­мин. — В про­из­вод­ст­ве Кос­ти­ков ма­ло что по­ни­мал. Его кон­ст­рук­цию, как го­во­ри­ли ста­рые ра­бо­чие, на ко­ле­не на­до де­лать — он не пред­став­лял се­бе ре­аль­ных воз­мож­но­стей за­во­дско­го про­из­вод­ст­ва. А ведь нуж­на бы­ла боль­шая се­рия. Я ре­шил де­лать все по-свое­му, он воз­му­щал­ся, пи­сал ра­пор­ты, что­бы ме­ня уб­ра­ли. В кон­це концов, уб­ра­ли его». 16 ок­тяб­ря 1941г. по­сту­пил при­каз эва­куи­ро­вать на Урал за­вод «Ком­прес­сор».

Од­на­ко эва­куа­ция еще не бы­ла за­кон­че­на, а в опус­тев­ших це­хах по рас­по­ря­же­нию за­мес­ти­те­ля нар­ко­ма уже бы­ла соз­да­на ба­за по ре­мон­ту «ка­тюш», по­вре­ж­ден­ных на фрон­те. На­чаль­ни­ком ре­монт­ной ба­зы на­зна­чи­ли И.А. До­рож­ки­на. Тем вре­ме­нем эше­ло­ны ухо­ди­ли из Мо­ск­вы. С ни­ми уе­ха­ло боль­шин­ст­во спе­циа­ли­стов, ко­то­рые на­ла­ди­ли че­рез не­ко­то­рое вре­мя вы­пуск «ка­тюш» па Ура­ле.

Кон­ст­рук­ция се­рий­ных ус­та­но­вок БМ-13, из­го­тов­лен­ных в ию­ле-ав­гу­сте 1941 го­да, бы­ла да­ле­ка от со­вер­шен­ст­ва. С фрон­та до­но­си­ли, что час­то от­ры­ва­лись план­ки на на­прав­ляю­щих из-за пло­хо­го их кре­п­ле­ния, при пре­дель­ных уг­лах воз­вы­ше­ния и при не­ко­то­ром го­ри­зон­таль­ном до­во­ро­те по­во­рот­но­го ме­ха­низ­ма ста­би­ли­за­то­ры не­ко­то­рых сна­ря­дов за­де­ва­ли за дом­кра­ты. 16 ав­гу­ста 1941 го­да был слу­чай сры­ва ста­би­ли­за­то­ра и по этой при­чи­не па­де­ния сна­ря­дов в рай­оне на­блю­да­тель­но­го пунк­та. Вы­яв­лен­ные не­дос­тат­ки кон­ст­рук­ции не­мед­лен­но уст­ра­ня­лись.

К 1 но­яб­ря 1941 го­да за­во­да­ми им. Ко­мин­тер­на, «Ком­прес­сор» и «Крас­ная Пре­сня» бы­ло из­го­тов­ле­но 456 пус­ко­вых ус­та­но­вок БМ-13 на шас­си ЗиС-6 и 15 пус­ко­вых ус­та­но­вок для ре­ак­тив­ных сна­ря­дов М-13 на шас­си ав­то­мо­би­ля ЗиС-5. По­пыт­ка мон­та­жа пус­ко­вых ус­та­но­вок для М-13 на шас­си ав­то­мо­би­ля ЗиС-5 ока­за­лась не­удач­ной, и про­из­вод­ст­во их бы­ло пре­кра­ще­но. В кон­це сен­тяб­ря 1941 го­да СКБ за­во­да «Ком­прес­сор» при­сту­пи­ло к соз­да­нию пус­ко­вой ус­та­нов­ки для М-13 на шас­си трак­то­ра СТЗ-5 (про­из­вод­ст­ва НА­ТИ), об­ла­даю­ще­го боль­шой гру­зо­подъ­ем­но­стью, хо­ро­шей про­хо­ди­мо­стью и боль­шим мо­то­ре­сур­сом. Соз­да­ние пус­ко­вой ус­та­нов­ки на шас­си трак­то­ра СТЗ-5 бы­ло вы­зва­но дву­мя при­чи­на­ми. Во-пер­вых, про­хо­ди­мость ав­то­мо­би­ля ЗиС-6 по до­ро­гам осе­нью ос­тав­ля­ла же­лать луч­ше­го, а, во-вто­рых, ав­то­мо­би­лей ЗиС-6 вы­пус­ка­лось очень ма­ло. Кон­ст­рук­ция ар­тил­ле­рий­ской час­ти, в си­лу спе­ци­фи­че­ских осо­бен­но­стей ра­мы хо­до­вой час­ти трак­то­ра (боль­шие ди­на­ми­че­ские, виб­ра­ци­он­ные и удар­ные на­груз­ки на мар­ше из-за бо­лее ко­рот­кой ба­зы у ра­мы) под­вер­глась су­ще­ст­вен­ным из­ме­не­ни­ям. В кон­ст­рук­цию пус­ко­вой ус­та­нов­ки был вве­ден спе­ци­аль­ный узел — под­рам­ник. На под­рам­ни­ке про­из­во­ди­лись мон­таж и кре­п­ле­ние всех ос­нов­ных уз­лов ар­тил­ле­рий­ской час­ти ус­та­нов­ки, а за­тем он (вме­сте с за­кре­п­лен­ны­ми на нем уз­ла­ми ус­та­нов­ки) кре­пил­ся че­рез амор­ти­зи­рую­щую про­клад­ку к ра­ме шас­си трак­то­ра. Этим уда­лось снять боль­шие ди­на­ми­че­ские на­груз­ки с кон­ст­рук­ции ар­тил­ле­рий­ской час­ти пус­ко­вой ус­та­нов­ки на мар­ше. Кре­п­ле­ние ар­тил­ле­рий­ской час­ти на шас­си че­рез амор­ти­зи­рую­щие про­клад­ки ста­ло при­ме­нять­ся во всех ус­та­нов­ках. Дру­гим нов­ше­ст­вом бы­ло из­ме­не­ние кон­ст­рук­ции фер­мы ка­чаю­щей­ся час­ти пус­ко­вой ус­та­нов­ки, в ре­зуль­та­те че­го был по­лу­чен ну­ле­вой ис­ход­ный угол воз­вы­ше­ния па­ке­та на­прав­ляю­щих. Это по­зво­ли­ло вес­ти огонь пря­мой на­вод­кой. Но пус­ко­вая ус­та­нов­ка БМ-13 на шас­си трак­то­ра СТЗ-5 име­ла и не­дос­тат­ки, глав­ным из ко­то­рых яв­ля­лась ма­лая ско­рость (10-14 км/час) и не­боль­шой за­пас хо­да (око­ло 200 км) трак­то­ра СТЗ-5, что рез­ко сни­жа­ло ма­нев­рен­ные воз­мож­но­сти час­тей ре­ак­тив­ной ар­тил­ле­рии. Опыт­ные об­раз­цы пус­ко­вых ус­та­но­вок на шас­си СТЗ-5 про­шли по­ли­гон­ные ис­пы­та­ния в ок­тяб­ре 1941 го­да и бы­ли при­ня­ты на воо­ру­же­ние. Их се­рий­ное про­из­вод­ст­во бы­ло на­ча­то на за­во­де им. Ко­мин­тер­на в Во­ро­не­же. Од­на­ко из-за ука­зан­ных не­дос­тат­ков ус­та­нов­ки ее вы­пуск ог­ра­ни­чил­ся ма­лой се­ри­ей.

На за­во­де «Ком­прес­сор» пы­та­лись сде­лать ус­та­нов­ку для пус­ка сна­ря­дов М-13 на лег­ком тан­ке Т-40 или близ­ком к не­му по кон­ст­рук­ции тан­ке Т-60. Про­ве­ден­ные в сен­тяб­ре 1941 го­да ис­пы­та­ния пус­ко­вой ус­та­нов­ки М-13 на тан­ке Т-40 да­ли удов­ле­тво­ри­тель­ные ре­зуль­та­ты. Бы­ли от­ме­че­ны не­пло­хие бал­ли­сти­че­ские ка­че­ст­ва ус­та­нов­ки, но на воо­ру­же­ние она при­ня­та не бы­ла. При­чи­ной это­го ста­ло на­ру­ше­ние ба­лан­си­ров­ки цен­тра тя­же­сти тан­ка из-за из­ме­не­ния веса, за­ря­жен­ной и не­за­ря­жен­ной пус­ко­вой ус­та­нов­ки, в свя­зи с чем хо­до­вая часть тан­ка ис­пы­ты­ва­ла зна­чи­тель­ные пе­ре­груз­ки на мар­ше.

Ус­пе­хи в соз­да­нии тан­ко­вой пус­ко­вой ус­та­нов­ки КАРС-1 спо­соб­ст­во­ва­ли то­му, что в кон­це 1942 -начале 1943 го­да Че­ля­бин­ским за­во­дом «Ком­прес­сор» бы­ла раз­ра­бо­та­на кон­ст­рук­ция по­доб­ной ус­та­нов­ки на 1,5-тонной ма­ши­не ГАЗ-АА. Ус­та­нов­ка по­лу­чи­ла ин­декс КАРС-2. Про­ве­ден­ные по­ли­гон­ные ис­пы­та­ния по­ка­за­ли, что дли­на на­прав­ляю­щих в 1250 мм не обес­пе­чи­ва­ла тре­буе­мой куч­но­сти стрель­бы ре­ак­тив­ны­ми сна­ря­да­ми. Воз­мож­ный угол го­ри­зон­таль­но­го об­стре­ла ока­зал­ся не­дос­та­точ­ным, а его уве­ли­че­ние тре­бо­ва­ло зна­чи­тель­ных до­ра­бо­ток (из­ме­не­ния фор­мы ка­би­ны ав­то­мо­би­ля, уве­ли­че­ния ве­са ус­та­нов­ки, что при­ве­ло бы к не­воз­мож­но­сти ее мон­та­жа на шас­си 1,5-тонного ав­то­мо­би­ля). В свя­зи с этим про­из­вод­ст­во КАРС-2 бы­ло при­зна­но не­це­ле­со­об­раз­ным.

Кро­ме за­во­дов «Ком­прес­сор» (г. Мо­ск­ва) и им. Ко­мин­тер­на (г. Во­ро­неж), пус­ко­вые ус­та­нов­ки раз­лич­ных ти­пов в го­ды вой­ны про­из­во­ди­ли «Че­ляб­ком­прес­сор» (г. Че­ля­бинск), «Ура­лэ­лек­тро­ап­па­рат» (г. Сверд­ловск), им. Куй­бы­ше­ва (г. Ки­ров), Ме­ха­ни­че­ский за­вод (г. Пен­за), За­вод фре­зер­ных стан­ков (г. Горь­кий), им. К.Маркса (г. Ле­нин­град), им. Шев­чен­ко (г. Харь­ков), за­вод «Крас­ная Пре­сня» (г. Мо­ск­ва) и дру­гие, что по­зво­ли­ло пол­но­стью удов­ле­тво­рить по­треб­но­сти Крас­ной Ар­мии и Во­ен­но-Мор­ско­го Фло­та СССР в этом ти­пе воо­ру­же­ния.

Вы­пуск ре­ак­тив­ных сна­ря­дов был на­ла­жен на боль­шин­ст­ве ав­то­мо­биль­ных, трак­тор­ных и стан­ко­строи­тель­ных пред­при­яти­ях. В ян­ва­ре 1943 го­да за­во­ду ГАЗ по­ру­чи­ли сроч­но из­го­то­вить зна­чи­тель­ную пар­тию кор­пу­сов сна­ря­дов для но­вых, бо­лее мощ­ных и даль­но­бой­ных «ка­тюш», ко­то­рые долж­ны бы­ли поя­вить­ся на фрон­те к на­ча­лу лет­ней на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции. В очень ко­рот­кий срок пред­стоя­ло под­го­то­вить и от­ла­дить по су­ти но­вое про­из­вод­ст­во, на­чать мас­со­вый вы­пуск кор­пу­сов для но­вых сна­ря­дов.

Осо­бо сле­ду­ет ска­зать о вкла­де Ле­нин­гра­да в про­из­вод­ст­во и ста­нов­ле­ние по­ле­вой ре­ак­тив­ной ар­тил­ле­рии.

В ав­гу­сте 1941 го­да ле­нин­град­цы на­ла­ди­ли вы­пуск ре­ак­тив­ных сна­ря­дов М-13 на го­лов­ном за­во­де им. М.И. Ка­ли­ни­на с по­мо­щью коо­пе­ра­ции с за­во­да­ми Ижор­ским, Ад­ми­рал­тей­ским, Про­ле­тар­ским, «Пнев­ма­ти­ка», «Ар­се­нал», «Боль­ше­вик» и др. К 7 де­каб­ря 1941 г. бы­ло из­го­тов­ле­но 30,5 ты­сяч сна­ря­дов М-13. По­мощь в ос­вое­нии про­из­вод­ст­ва ре­ак­тив­ных сна­ря­дов на ле­нин­град­ских за­во­дах ока­зал пред­ста­ви­тель РНИИ Д.А. Ши­тов, при­быв­ший в Ле­нин­град вме­сте с ба­та­ре­ей П.Н. Дег­тя­ре­ва.

В на­ча­ле сен­тяб­ря 1941 го­да ле­нин­град­цы ста­ли вы­пус­кать на за­во­де им. Кар­ла Мар­кса ус­та­нов­ки БМ-13 на шас­си ЗиС-6. До вой­ны Ле­нин­град­ский за­вод им. Кар­ла Мар­кса про­из­во­дил тек­стиль­ные ма­ши­ны. Про­из­вод­ст­во пус­ко­вых ус­та­но­вок кол­лек­тив ос­во­ил за ме­сяц. В ию­ле 1942 го­да в СКБ-2 за­во­да им. Ки­ро­ва в оса­ж­ден­ном Ле­нин­гра­де на­ча­лось про­ек­ти­ро­ва­ние пус­ко­вой ус­та­нов­ки, по­лу­чив­шей ин­декс КАРС-1. КАРС — это со­кра­щен­ное на­зва­ние «ко­рот­кая ар­тил­ле­рий­ская ра­кет­ная сис­те­ма». В ка­че­ст­ве шас­си был взят тя­же­лый танк КВ-1. Ус­та­нов­ка пред­став­ля­ла со­бой бро­ни­ро­ван­ный кон­тей­нер с от­кры­ваю­щей­ся пе­ред­ней крыш­кой, внут­ри ко­то­ро­го на на­прав­ляю­щих бы­ли ус­та­нов­ле­ны два ре­ак­тив­ных сна­ря­да. Все­го на тан­ке (на гря­зе­вых крыль­ях) мон­ти­ро­ва­лось че­ты­ре та­ких кон­тей­не­ра. Танк мог зал­пом или по­сле­до­ва­тель­но про­из­ве­сти пуск вось­ми сна­ря­дов, при­чем стрель­ба бы­ла воз­мож­на толь­ко по на­прав­ле­нию дви­же­ния тан­ка. На­ве­де­ние в обе­их плос­ко­стях про­из­во­ди­лось кор­пу­сом тан­ка. Ис­пы­та­ния тан­ко­вой ус­та­нов­ки с раз­лич­ной дли­ной на­прав­ляю­щих (2000, 1200, 1250 и 2400 мм), про­ве­ден­ные 7-8 ав­гу­ста, 17-30 ав­гу­ста и в ок­тяб­ре 1942 го­да, по­ка­за­ли удов­ле­тво­ри­тель­ные ре­зуль­та­ты. Бы­ло ус­та­нов­ле­но, что «по­лу­чен­ные дан­ные по куч­но­сти и даль­но­сти поч­ти не от­ли­ча­ют­ся от таб­лич­ных дан­ных» для на­прав­ляю­щих дли­ной 5000 мм. На ос­но­ва­нии ис­пы­та­ний был сде­лан вы­вод, что КАРС мо­жет стать эф­фек­тив­ным до­пол­ни­тель­ным воо­ру­же­ни­ем тан­ка КВ. Пус­ко­вая ус­та­нов­ка КАРС бы­ла одоб­ре­на Глав­ным управ­ле­ни­ем ра­кет­но­го воо­ру­же­ния гвар­дей­ских ми­но­мет­ных час­тей Крас­ной Ар­мии, ко­то­рое ре­ко­мен­до­ва­ло при­нять ее для воо­ру­же­ния тан­ков КВ. Вме­сте с тем от­ме­ча­лись и не­дос­тат­ки ус­та­нов­ки, та­кие, как от­сут­ст­вие не­за­ви­си­мо­го (от кор­пу­са тан­ка) го­ри­зон­таль­но­го и вер­ти­каль­но­го на­ве­де­ния, что зна­чи­тель­но сни­жа­ло ма­нев­рен­ность ог­ня, а так­же уве­ли­че­ние бо­ко­во­го рас­сеи­ва­ния ре­ак­тив­ных сна­ря­дов в 1,5 раза по срав­не­нию со штат­ной пус­ко­вой ус­та­нов­кой М-13. Од­на­ко в свя­зи с пре­кра­ще­ни­ем про­из­вод­ст­ва тан­ков KB ус­та­нов­ка в се­рию не по­шла. Оше­лом­ляю­щий для про­тив­ни­ка де­бют ре­ак­тив­но­го ору­жия по­бу­дил на­шу про­мыш­лен­ность фор­си­ро­вать его се­рий­ный вы­пуск. Од­на­ко для «ка­тюш» вско­ре ста­ло не хва­тать са­мо­ход­ных шас­си — че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев по­сле на­ча­ла вой­ны вы­пуск ЗиС-6 был пре­кра­щен. Од­на­ко зи­мой 1941-1942 го­дов в СССР на­ча­ли по­сту­пать аме­ри­кан­ские, ка­над­ские и бри­тан­ские ав­то­мо­би­ли. В свя­зи с этим бы­ло соз­да­но не­сколь­ко ти­пов пус­ко­вых ус­та­но­вок на шас­си ав­то­мо­би­лей «International», «Austin», «Ford» (ка­над­ский), «GMC», «Chevrolet», «Dodge», «Ford-Marmon» и др. Не­ко­то­рые ав­то­мо­би­ли ока­за­лись не­год­ны­ми для ис­поль­зо­ва­ния их в ка­че­ст­ве бое­вых ма­шин. Так, на­при­мер, в за­клю­че­нии ко­мис­сии СКВ при за­во­де «Ком­прес­сор», под­пи­сан­ном В.П. Бар­ми­ным, А.Н. Ва­силь­е­вым, Н.Ф. Ко­ной­ко, об ос­мот­ре ус­та­но­вок М-13, смон­ти­ро­ван­ных на шас­си «Dodge», при­быв­ших с фрон­та в ию­ле 1942 го­да, фик­си­ро­ва­лось, что ав­то­ма­ши­ны «Dodge» не долж­ны в даль­ней­шем ис­поль­зо­вать­ся под мон­таж ус­та­нов­ки М-13 вслед­ст­вие по­вре­ж­де­ния лон­же­ро­нов при экс­плуа­та­ции. По­доб­ное за­клю­че­ние бы­ло сде­ла­но и по ав­то­мо­би­лю «Chevrolet», и по не­ко­то­рым дру­гим. Это при­ве­ло впо­след­ст­вии к умень­ше­нию ко­ли­че­ст­ва ти­пов при­ме­няе­мых ав­то­мо­би­лей ино­стран­ных ма­рок для мон­ти­ро­ва­ния на них пус­ко­вых ус­та­но­вок. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли ав­то­мо­би­ли «International» и «Ford-Marmon».

Для зим­них ус­ло­вий бы­ли пре­ду­смот­ре­ны ус­та­нов­ки БМ-13 на са­нях и лы­жах. Соз­да­ва­лись гор­ные, зе­нит­ные и про­ти­во­тан­ко­вые спе­ци­аль­ные пус­ко­вые ус­та­нов­ки. Не­об­хо­ди­мость по­ра­жать жи­вую си­лу и ог­не­вые сред­ст­ва про­тив­ни­ка в ук­ры­ти­ях, раз­ру­шать проч­ные по­ле­вые обо­ро­ни­тель­ные со­ору­же­ния обу­сло­ви­ли по­яв­ле­ние тя­же­лых ре­ак­тив­ных сна­ря­дов М-20, при­ня­тых на воо­ру­же­ние в ию­ле 1942 г. Мас­са взрыв­ча­то­го ве­ще­ст­ва (ВВ) бое­вой час­ти ре­ак­тив­но­го сна­ря­да М-20, соз­дан­но­го ин­же­не­ра­ми НИИ-3, бы­ла бо­лее, чем втрое боль­ше мас­сы ВВ сна­ря­да М-13. а об­щая мас­са сна­ря­да уве­ли­чи­лась на 35%. в свя­зи с чем даль­ность его по­ле­та умень­ши­лась до 5,05 км. Это от­ве­ча­ло тре­бо­ва­ни­ям войск в свя­зи с их пе­ре­хо­дом к на­сту­па­тель­ным дей­ст­ви­ям. Стрель­ба сна­ря­да­ми М-20 ве­лась с пус­ко­вых ус­та­но­вок БМ-13, но из-за боль­шо­го раз­ме­ра сна­ря­дов пус­кать их мож­но бы­ло толь­ко с верх­них на­прав­ляю­щих. В 1943 го­ду был раз­ра­бо­тан мо­дер­ни­зи­ро­ван­ный ва­ри­ант ре­ак­тив­но­го сна­ря­да, по­лу­чив­ший обо­зна­че­ние М-13УК (улуч­шен­ной куч­но­сти). Для по­вы­ше­ния куч­но­сти стрель­бы у сна­ря­да М-13-УК в пе­ред­нем цен­три­рую­щем утол­ще­нии ра­кет­ной час­ти вы­пол­не­ны 12 тан­ген­ци­аль­но рас­по­ло­жен­ных от­вер­стий, че­рез ко­то­рые во вре­мя ра­бо­ты ра­кет­но­го дви­га­те­ля вы­хо­дит часть по­ро­хо­вых га­зов, при­во­дя­щая сна­ряд во вра­ще­ние. Хо­тя даль­ность по­ле­та сна­ря­да при этом не­сколь­ко умень­ши­лась (до 7,9 км), улуч­ше­ние куч­но­сти при­ве­ло к умень­ше­нию пло­ща­ди рас­сеи­ва­ния и к воз­рас­та­нию плот­но­сти ог­ня в 3 раза по срав­не­нию со сна­ря­да­ми М-13. При­ня­тие сна­ря­да М-13УК на воо­ру­же­ние в ап­ре­ле 1944 го­да спо­соб­ст­во­ва­ло рез­ко­му уве­ли­че­нию ог­не­вых воз­мож­но­стей ре­ак­тив­ной ар­тил­ле­рии.

В 1942 го­ду со­труд­ни­ки НИИ-3 В.Г. Бес­со­нов и дру­гие раз­ра­бо­та­ли про­ект 132-мм ре­ак­тив­но­го сна­ря­да уве­ли­чен­ной даль­но­сти, по­лу­чив­ше­го ин­декс М-13ДД. Это был пер­вый ре­ак­тив­ный сна­ряд с двух­ка­мер­ным ра­кет­ным дви­га­те­лем. Обе ка­ме­ры пред­став­ля­ли со­бой штат­ные ка­ме­ры сна­ря­да М-13 и бы­ли со­еди­не­ны про­ме­жу­точ­ным со­плом, имев­шим во­семь ко­со­на­клон­ных от­вер­стий. Ра­кет­ные дви­га­те­ли ра­бо­та­ли од­но­вре­мен­но. Го­лов­ная часть сна­ря­да М-13ДД бы­ла взя­та штат­ная от М-13. Сна­ряд М-1ЗДД про­шел по­ли­гон­ные ис­пы­та­ния на Ура­ле, по­сле че­го был до­ра­бо­тан, и 15-16 мар­та 1943 го­да на под­мос­ков­ном по­ли­го­не бы­ли про­ве­де­ны по­втор­ные по­ли­гон­ные ис­пы­та­ния. По­сле вой­ско­вых ис­пы­та­ний сна­ряд М-13ДД в ок­тяб­ре 1944 го­да был при­ят на воо­ру­же­ние. Мо­дер­ни­за­ция ком­плек­са осу­ще­ст­в­ля­лась и в по­сле­во­ен­ные го­ды. В ос­нов­ном, это сво­ди­лось к за­ме­не шас­си. По­след­нее упо­ми­на­ние об ис­поль­зо­ва­нии БМ-13 от­но­сит­ся к 1991 го­ду. Так­же, БМ-13 экс­пор­ти­ро­ва­лась в Поль­шу, Йе­мен, Ли­вию, Пе­ру, Аф­га­ни­стан, Ан­го­лу, Еги­пет, ГДР, Венг­рию, Ирак, Си­рию, Вьет­нам. Про­из­во­ди­лась в Ира­не, Ки­тае, Че­хо­сло­ва­кии, Се­вер­ной Ко­рее. В ВС Пе­ру БМ-13 экс­плуа­ти­ру­ют­ся до на­стоя­ще­го вре­ме­ни (2009 год).