БМП 1

БМП 1
  • БМП-1 об.765 Сп1 и Сп2 Базовая модель. Пушка 73 мм. Масса 12,6 т (Сп1) и 13 т (Сп2)
  • БМП-1 об.765 Сп3 В БК введен осколочный снаряд, масса 13,2 т
  • БМП-1П об.765 Сп4 ПТУР «Конкурс» вместо «Малютки», новое ППО
  • БМП-1ПГ об.765 Сп8 Вариант БМП-1П с автоматическим гранатометом на крыше башни
  • БМП-1К об.773 Командирский вариант БМП-1. Доп. навигационная и радиоаппаратура
  • БМП-1ПК об.773 Командирский вариант БМП-1П. Доп. навигационная и радиоаппаратура
  • БМП-1Д об.765 «Афганский вариант». Дополнительно АГС-17 «Пламя» и бортовые экраны

     Боевая машина пехоты БМП-1 является одним из видов бронетанковой техники, заметно усилившим наступательную мощь мотострелковых подразделений Советской Армии. Повышение огневой мощи мотострелков достигнуто благодаря применению в машине современного вооружения, обладающего высокими поражающими свойствами, и развитого комплекса приборов управления огнем. Небольшая масса и размеры БМП-1 обеспечили ей малую уязвимость на поле боя, а также наделили ее плавучестью и удобством транспортирования по воздуху. Легкость управления БМП-1 в сочетании с большим запасом хода по топливу, высокой надежностью и простотой эксплуатации позволяют существенно расширить диапазон ее боевого использования. Особенности конструкции БМП-1 существенно отличают эту машину от других видов бронетанковой техники. Силовое отделение БМП-1 расположено в носовой части корпуса справа. В нем находятся двигатель с главным фрикционом, коробка передач с планетарными механизмами поворота, объединенными в общий блок, масляный бак с котлом подогрева, блок системы охлаждения с воздухоочистителем, узлы топливной системы, компрессор, водооткачивающий насос и другое оборудование. В боевом отделении, расположенном в средней части корпуса и башне, размещаются штатное оружие машины и боекомплект, приборы наблюдения и стрельбы, вытяжной вентилятор.

На подвесной вращающейся платформе установлено сиденье, а в крыше башни – люк наводчика-оператора. Справа по борту предусмотрены гнезда для укладки ПТУР с направляющими, а на моторной перегородке установлены баллоны автоматической системы противопожарного оборудования. Отделение управления находится в передней части машины, между левым бортом корпуса и перегородкой силового отделения. В нем имеются входные люки и рабочие места механика-водителя и командира, а также их смотровые приборы для работы в дневное и ночное время. У рабочего места механика-водителя находятся: щиток контрольно-измерительных приборов, средства пуска двигателя и управления движением машины по суше и на плаву, гирополукомпас, пневмосистема, аппарат переговорного устройства. Рабочее место командира оборудовано радиостанцией и командирским аппаратом переговорного устройства. Десантное отделение, занимающее кормовую часть корпуса, разделено основным топливным баком и контейнерами аккумуляторных батарей на два отсека, в каждом из которых имеются рабочие места для четырех мотострелков. Рабочие места мотострелков оборудованы сиденьями, которые могут устанавливаться «по-походному» и «по-боевому». Для посадки и высадки десанта в крыше отделения имеются четыре люка, а в корме – две двери с емкостями для горючего. Кроме того, в десантном отделении размещены ящики для продуктов, водооткачивающий насос, насос термодымовой аппаратуры, воздуховоды для подачи очищенного воздуха мотострелкам, воздухозаборная труба, вентиляторы отсоса пороховых газов, два аккумулятора, укладки для гранатомета, ЗУР и другое оборудование. Основу силовой установки составляет шестицилиндровый V-образный четырехтактный дизель, разработанный специально для БМП-1. Обладая мощностью в 300 л.с., он обеспечивает машине хорошую подвижность на суше и на воде, а также наделяет ее высокой проходимостью.

Для работы двигателя БМП-1 используется очищенный воздух, который засасывается воздухозаборной трубой и по кольцевому воздуховоду поступает в бескассетный циклонный воздухоочиститель с эжекционным удалением отфильтрованной пыли наружу. Последнее обстоятельство освобождает экипаж от необходимости обслуживать воздухоочиститель в ходе эксплуатации. Предусмотрена также возможность предварительного подогрева в зимний период поступающего в двигатель воздуха за счет пропускания его через радиаторы. Это позволяет повысить эффективную мощность, снимаемую с двигателя. Система подогрева машины обеспечивает достаточно быстрый пуск двигателя в холодную погоду. Пуск двигателя БМП-1 производится сжатым воздухом. Резервным способом служит пуск двигателя с помощью электрического стартера. В трудных условиях пуска возможно использовать оба способа одновременно. Имеющаяся в БМП-1 пневмосистема, содержащая баллон со сжатым воздухом, воздушные редукторы и пневмокомпрессор, обеспечивает не только пуск двигателя, но также применяется для управления волноотражательным щитком, воздухозаборной трубой и дает возможность производить гидропневматическую очистку наружных стекол в приборах наблюдения механика-водителя и командира. Это позволяет использовать БМП-1 для преодоления водных преград с ходу, а также увеличивает маршевую скорость ее движения в период распутицы. Защита двигателя БМП-1 от попадания воды во время преодоления водных преград обеспечивается удачным размещением выдвижной воздухозаборной трубы и применением автоматических клапанов, предотвращающих попадание воды в двигатель со стороны воздухоочистителя и через выпускные коллекторы. Удаление воды, проникшей в корпус при движении на плаву, производится с помощью трех водооткачивающих насосов. Их высокая производительность обеспечивает машине сохранение плавучести даже при появлении в корпусе небольших пробоин.

Гидромеханическая силовая передача позволяет в широких пределах изменять крутящий момент двигателя, приспосабливая его к различным дорожным условиям. Она состоит из объединенных в общем картере главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач и двух планетарных механизмов поворота. Силовая передача управляется с помощью механических приводов, воздействующих на гидравлические элементы и механизмы гидросервирования. Поворот БМП-1 обеспечивается вращением штурвала. На рулевую колонку вынесены рычаги переключения передач (справа) и включения замедленной передачи (слева). Главный фрикцион машины имеет не только гидравлический, но и запасной пневматический привод выключения. Привод позволяет надежно отключать двигатель от коробки передач и автоматически выдерживать режим плавного включения фрикциона при трогании машины с места. Конструктивное совершенство силовой передачи БМП-1 в сочетании с удобными приводами облегчает управление машиной и снижает утомляемость механика-водителя. Движение машины по суше и на плаву осуществляется посредством гусеничного движителя, имеющего переднее расположение ведущих колес и цевочное зацепление. Легкая мелкозвенчатая конструкция траков, соединяемых резинометаллическими шарнирами, способствует движению по суше на высокой скорости и позволяет совершать длительные пробеги без замены гусениц. Перемещение на плаву происходит за счет реакции потока воды, направляемого нижними ветвями перематывающихся гусениц.

Увеличению скорости движения БМП-1 на плаву способствует конструкция крыльев машины со специальным направляющим аппаратом, который оборачивает поток, создаваемый верхними ветвями гусениц, в обратную сторону. Благодаря совершенству конструкции силовой передачи, гусеничного движителя и хорошей подвеске максимальная скорость БМП-1 по шоссе достигает 65 км/ч. Небольшое удельное давление на грунт создает ей повышенную проходимость по заболоченным и заснеженным участкам местности. БМП-1 оснащена орудием со спаренным пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм и противотанковым ракетным комплексом, которые размещены во вращающейся башне. Гладкоствольное полуавтоматическое орудие позволяет поражать танки на удалении до 1300 м и фактически является противотанковым средством ближнего боя. Орудие может быть использовано также для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных открыто или в укрытиях легкого типа в пределах указанной дальности. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных выстрелов с кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами; они размещены в механизированной укладке боевого отделения машины. Поражение бронированных объектов на более значительных расстояниях производится противотанковыми ракетами с кумулятивной боевой частью. Для подготовки прицельной стрельбы из орудийно-пулеметного вооружения башни и наведения ПТУР в цель служит комбинированный бесподсветный прицел, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в ночное время, не демаскируя машину осветителем. Наличие электрообогрева и пневмо-гидравлической очистки стекол позволяет использовать вооружение в мороз и непогоду. Более полному применению вооружения в бою способствует наличие в машине полупроводникового электропривода наведения башни, сочетающего большую скорость переброса башни с высокой плавностью наведения вооружения в цель. Увеличение огневой мощи БМП-1 достигается за счет оборудования ее амбразурами и смотровыми приборами, позволяющими десанту применять оружие, не выходя из машины, с ходу и с коротких остановок. С этой целью в десантном отделении БМП-1 установлено восемь перископических смотровых обогреваемых приборов и оборудованы амбразуры с шаровыми установками для двух ручных пулеметов и шести автоматов. По бортам отделения БМП-1 имеются коробки, снаряженные пулеметными лентами и патронами. Кроме того, в машине размещается ручной гранатомет РПГ-7 с гранатами, использование которого возможно через открытые люки в крыше десантного отделения. При необходимости действовать вне машины оружие десанта легко вынимается из амбразур, а десантники могут скрытно покинуть машину через двери.

Экипаж БМП-1 вооружен автоматами АКМ, ручными гранатами Ф-1 и сигнальным пистолетом с патронами. Боевой расчет машины состоит из экипажа (командир, механик-водитель, наводчик-оператор) и стрелков-десантников, составляющих мотострелковое отделение. БМП-1 располагает совершенными средствами защиты боевого расчета и оборудования от воздействия обычных огневых средств, ядерного, химического и бактериологического оружия, а также от пожара и затопления при повреждении корпуса на плаву. Машина оборудована также термодымовой аппаратурой для постановки дымовой завесы. Основой защиты боевого расчета и оборудования служит круговое бронирование машины. При ядерном взрыве система защиты обеспечивает автоматическую остановку двигателя, закрывание жалюзи, заслонки эжектора и клапанов вентиляторов башни и десантного отделения, остановку вентиляторов и нагнетателя, отключение электропривода башни и включение в магистраль подачи воздуха фильтра-поглотителя. После прохождения ударной волны механику-водителю следует включить нагнетатель, который обеспечивает подачу очищенного воздуха в обитаемые отделения под избыточным давлением. При обнаружении отравляющих или радиоактивных веществ система обеспечивает автоматическое закрывание заслонок вентиляторов и остановку их приводных двигателей, а также включение в воздухопроводы фильтра-поглотителя. Благоприятные условия обитаемости в машине созданы благодаря наличию в ней систем очистки и кондиционирования воздуха, а также благодаря возимым запасам продовольствия, воды и медикаментов. Хорошая амортизация БМП-1 и удобная конструкция рабочих мест боевого расчета, предусматривающая возможность приспосабливать их к эффективной работе в бою и к отдыху на марше, снижает утомляемость расчета в ходе ведения продолжительных боевых действий. Таким образом, высокие огневые и эксплуатационные возможности БМП наряду с эффективной защитой экипажа от воздействия различных видов оружия позволяют заключить, что мотострелковые подразделения оснащены надежной современной боевой машиной.