Танк Т-34
- Конструктор: М.И.Кошкин
- Год принятия на вооружение:1944
- Годы производства: 1944-1950
- Заводы-производители:№ 183 (Уральский танковый завод, г. Нижний Тагил);завод № 174 (г. Ленинград, эвакуирован в г. Омск);№ 112(«Красное Сормово», г.Горький)
- Объемы производства: Более 25000 шт
- Масса: 32 т
- Вооружение: 85-мм пушка С-53 Боекомплект 55-60 выстрелов.
- 2 пулемета ДТ 7,62 мм Боекомплект 3000 патронов
- Бронепробиваемость: (угол 90 град., дистанция 500 м) 105-140 мм
- Броня: Лоб корпуса – 75мм Башня – 90 мм Борта и корма – 40 мм
- Двигатель: Дизельный В-2, мощность 500 л.с.
- Максимальная скорость: 55 км/ч
- Запас хода по шоссе: 360 — 420 км
- Экипаж: 5 человек
Автор: Георгий Геращенко
Т-34 — оружие Победы: отделяя зёрна от плевел.
Так случилось, что той страны, которая переломила хребет гитлеризму, сегодня уже нет на карте мира. Причем, произошло это во многом благодаря титаническим усилиям бывших т.н. «союзников» в той войне. И сегодня, как следствие уничтожения Советского Союза, уроки и итоги войны многим на Западе не нравятся. История выворачивается наизнанку. Ныне везде и всюду можно услышать высказывания, в том числе и на Украине, где главными творцами победы над нацистской Германией называют англо-американские войска, а советские солдаты у них так – погулять вышли. Все это в полной мере коснулось советского оружия времен войны. Не обошла эта черная ложь и наши бронетанковые силы, легендарный танк Т-34. Находятся такие внезапно прозревшие «исследователи», которые утверждают, что в бою под Прохоровкой 12 07 1943 года – единственном в своем роде танковом сражении, где участвовали 1200 танков одновременно – были уничтожены всего 5 немецких танков и целых 334 единицы нашей боевой техники: танков и САУ. Тем самым ненавязчиво подчеркивается превосходство немецких «Тигров» и «Пантер». Эти танки, имея объективные недостатки конструкции, и в самом деле, особенно по огневой мощи, уже были вполне конкурентноспособными, грозным оружием. Короче, белокурые бестии, братья по духу борцов за вильну Украину, расстреливали Т-34, КВ-1 как зайцев на охоте. Об этом бое немецкий танкист писал: «…Мы столкнулись с казавшейся неистощимой массой русских танков – никогда раньше я не получал столь наглядного впечатления о русской мощи и численности противника, как в тот день. …Многочисленные «34-ки» прорвали наш передовой заслон, и, как хищные звери, рыскали по полю боя». Оказывается «зайцы»-то были с клыками и сами рвали охотников! Чтобы рассказать о настоящем танке Т-34 и избежать обвинений в заангажированности, воспользуемся иностранным источником данных – книгой Дугласа Орджила «Т-34. Русские танки». Автор ее человек в данном вопросе компетентный, т.к. сам в годы войны был офицером-танкистом и воевал в Италии. В своей книге он пишет: «Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись немецкие войска во Второй мировой войне, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года». После триумфального успеха и исключительного превосходства своей бронетехники в европейских завоеваниях немецкие генералы не ожидали такого в стране славянских «унтерменшен». Вот их оценки: «Исключительно высокие боевые качества. Мы ничего подобного не имели» (генерал-майор фон Мелентин), «Самый лучший танк в мире» (генерал-фельдмаршал фон Клейст), «Очень тревожное донесение о качестве русских танков… Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было отныне потеряно и теперь перешло к противнику. Тем самым исчезли перспективы на быстрые решающие победы» (1941 год, генерал-полковник Гудериан). Основания для таких неутешительных выводов были. В серийное производство Т-34 пошел весной 1940 года. Изначально на нем устанавливалось орудие 76,2 мм с длинной ствола 30,5 калибра на первых моделях, а уже в начале 1941 года – 41,2 калибра. Вот данные по его бронебойности: 69 мм – с 500 метров, 54 мм – с 1, 6 км. «И все типы немецких танков с момента появления Т-34 на поле боя оказались устаревшими». Жаль, что на время вторжения в западных военных округах СССР было только 967 Т-34 и 508 КВ-1, рассеянные на всей их территории. Остальные – это легкие и уязвимые танки БТ и др. Основным танком немецкой армии на тот момент был Т-3, который к 1941 году стал устаревать и его начали заменять на Т-4. Как выяснилось позже, Т-4 с короткоствольной пушкой 75 мм мог подбить Т-34, но только «в случае прямого попадания в корму, где находится вентиляционная решетка, прикрывающая двигатель, тогда как снаряды русской 76,2 мм пушки почти при любом попадании пробивали и уничтожали как Т-3, так и Т-4». Вот красноречивые технические данные Т-3Ф: толщина брони корпуса и башни – 30 мм, реальный запас хода на 240 литров горючего 160 километров по шоссе (Т-34: 455 литров газойля на более чем 300 км). Разница в вооружении еще более значительна. В июне 1941 года в немецкой армии вторжения было 531 Т-4 и 2068 танков Т-3Ф. Из них 131 танк был вооружен пушкой 37 мм, а остальные – 50 мм длинной 42 калибра, но только на 44 из них успели установить длинноствольное орудие. Как отмечает Орджил, «основная масса немецких танков оказалась оснащенной малоэффективным оружием» и для брони даже первых Т-34 особой опасности не представляла. И это при том, что «Т-34 отнюдь не был наиболее защищенным танком тех дней». Но броневой лист корпуса, который был немного тоньше 45 мм брони на башне по степени прочности несравним с броней английских танков тех лет, оставшихся на полях сражения во Франции. В конце 1941 года броня башни была увеличена до 65 мм, а корпуса – 45 мм. А вот «эффективность» стрельбы именно по такому танку. 8 июля 1941 года на участке прорыва 17-ой танковой дивизии в районе г. Сенно из густой ржи выполз приземистый русский танк с незнакомым силуэтом. «Несколько немецких танков открыли по нему огонь, но снаряды рикошетом отлетали от его массивной башни». Стрельба из 37 мм противотанковой пушки также успеха не имела. Танк раздавил ее, целый и невредимый, «углубился в немецкую оборону на 15 км, пока не был подбит с тыла снарядом из 100 мм орудия». Цитата из немецкого доклада о Т-34 говорит о многом: «Чудо-оружие, сеющее страх везде, где оно появляется…» Нет ничего ценнее свидетельства врага. Во время битвы под Москвой, когда легкие танки БТ и Т-26 в основном были уничтожены, немецкий младший офицер-танкист сделал такую запись: «..Нет ничего более ужасного, чем танковый бой против превосходящих сил. Численность тут не при чем… Но когда у противника танк лучше, это страшно. Когда они попадают в наши танки, по большей части, раздается глубокий затяжной взрыв, а затем ревущий гул вспыхнувшего бензина. Гул слава богу такой громкий, что мы не слышим вопли экипажа». Кстати, благодаря тому, что вся наша бронетехника была оснащена дизельными двигателями, то она так не горела, и у экипажа было больше шансов спастись из подбитой машины. Не менее высока оценка английских специалистов-современников: «Конструкция танка свидетельствует о четком понимании его важнейших боевых качеств и требований войны… Создание и производство таких высококачественных танков в таком количестве представляет собой инженерно-техническое достижение самого высокого класса…» Кстати, первым, и, пожалуй, единственным, танком союзников, сравнимым с Т-34, стал «Шерман» модификации 1943 года. А немецкие танки Т-6 «Тигр» и Т-5 «Пантера», вполне конкурентные как по броне, так и по мощности вооружения, в 1942 и 1943 годах соответственно. Но они имели существенные недочеты. Например, в маневренности («Тигр», 56 тонн) и наличии серьезных технических недостатков «Пантер». Но промышленность из-за сложности производства не смогла обеспечить войска необходимым количеством этих машин и достаточно уязвимый Т-4 с различными модификациями пушек так и остался основным танком немецкой армии. Т-34 был изначально задуман без излишеств, простой, надежной, эффективной конструкции с большим потенциалом на модификации. Конечно, как всякая техника, тем более свежая новая модель, танк имел определённые недостатки. Так некоторые детали и механизмы имели недостаточный ресурс по изнашиваемости. Но в условиях войны, где жизнь танка ограничивается неделей-другой, и когда очевиден дефицит времени на проведение полномасштабных испытаний, это не имело большого значения. Кроме того, он был достаточно простой в производстве, чтобы массово выпускаться даже среднетехнически оснащенными заводами. В условиях жесткого военного цейтнота-выживания это куда важнее. В итоге Михаилу Кошкину, Александру Морозову и Николаю Кучеренко блестяще удалось решить главную задачу конструкторов танков: Т-34 был способен занять правильную позицию, чтобы нанести решающий удар и выдержать без ущерба для себя удары, наносимые противником. «Своим рождением он был обязан людям, которые сумели увидеть поле боя середины 20-го столетия лучше, чем смог это сделать кто-либо другой на Западе». О простоте, надежности, эффективности конструкции ярко говорит такой факт. Битва на Курской дуге началась 5 июля, и к 13 июля в составе Центрального и Воронежского фронтов из 3444 танков и САУ осталось 1500 машин, а к 3 августа вновь возросло до 2750. Алан Кларк («Величайшая танковая битва в истории» по сборнику « От «Барбаросса» до «Терминала». Взгляд с Запада») далее пишет: «…Восстановление боевой мощи советских танковых соединений следует отнести за счет мастерства и энергии солдат и офицеров ремонтно-восстановительных подразделений». Оно и понятно: даже советская промышленность не могла печь танки как пирожки. То есть, уничтожить до непригодности Т-34, не говоря о КВ1, было совсем не просто! Как следствие выживаемость танкистов: «Число танковых бригад, с которыми Рокосовский и Ватутин начали оборонительное сражение, практически осталось прежним, хотя количество танков в них (бронетанковых соединениях – авт), естественно, сократилось. …Русские смогли… на месте отремонтировать большинство легко поврежденных боевых машин» (А. Кларк). А те 700, окончательно выведенных из строя? В число танков на выше указанных фронтах входили и легкие Т-70 (900 танков), не представлявшие особой сложности даже для Т-4. Вот они-то и составили основную массу потерь бронетехники. Совершенствовалась немецкая бронетехника, не стояла на месте и советская. К лету 1943 года, не потеряв маневренности, прирос бронезащитой и мощностью вооружения Т-34. Весной того года в серию был запущен Т-34-85 с броней на башне 90 мм, корпуса 65 мм с длинноствольной пушкой 85 мм, чтобы успешно противостоять «Тиграм» и «Пантерам». А танковая пушка 76,2 мм пробивала боковую броню «тигра» со ста метров. Вот тут высокая скорость и маневренность Т-34 по сравнению с тяжелым и медленным «тигром» сыграла свою роль в жестоком поединке на выживание танка и экипажа. И в том знаменитом бое под Прохоровкой сошлись противники с достаточно сравнимыми техническими возможностями. В бое принимали участие танковые формирования СС, которые, в отличие от обычных частей, были хорошо укомплектованы новой техникой. Отсюда и приблизительно равные цифры потерь бронетехники с обеих сторон: около 400 и около 300 единиц с немецкой и нашей соответственно. Немецкий историк Л. Кесслер в книге «Железный кулак» так пишет об исходе битвы: «К вечеру 12 июля командующий 4-ой танковой армии Гот посетил поле битвы на своей бронированной командирской машине. Он остался недоволен тем, что увидел. Хауссер потерял 300 танков и был не в состоянии предпринять атаку без поддержки 6-ой танковой дивизии, спешившей ему на помощь». Конструкция Т-34 оказалась настолько удачна, что на основе его шасси были созданы САУ с орудиями от 85 мм до 122 мм, метко прозванными «зверобоями». Харьковчане должны гордиться, что лучший танк Второй мировой войны, оружие атаки и, как следствие, Победы, был разработан именно в Харькове. И автору вдвойне приятен четкий вывод Д. Орджила: «Творческая инициатива, проявленная конструкторским бюро Кошкина на харьковском машиностроительном заводе в 1939 году, была призвана изменить историю войны, а тем самым историю Европы и всего мира».