РАКЕТОНОСЕЦ ПРОЕКТА 670 «СКАТ»

Создание и строительство АПЛ проекта 670 «Скат», вооружённой крылатым ракетами подводного старта – крупнейшее достижение сормовской школы подводного кораблестроения.  

Атомная подводная лодка проекта 670 относится ко второму поколению АПЛ, спроектирована ЦКБ «Лазурит» (с 1953 до 1974 года – ЦКБ 112 завода «Красное Сормово»). Главные конструкторы проекта – В.К. Шапошников                    и В.П.Воробьёв.

АПЛ второго поколения призваны были решать различные боевые задачи,              в том числе задачу по борьбе с авианосцами противника. По сравнению с судами первого поколения на корабле проекта 670 был резко увеличен уровень автоматизации (управление движением подлодки по курсу и глубине, процесс всплытия и погружения, управление ракетной стрельбой и т.п.). Была улучшена обитаемость на подлодке: весь личный состав был обеспечен индивидуальными спальными местами, имелась кают-компания для офицеров, столовая для мичманского и матросского состава. 

Ракетное вооружение атомного подводного крейсера (ПЛАРК) 670-го проекта – противокорабельный комплекс «Аметист» с 8 (восемью) крылатыми ракетами подводного старта. Они располагались в пусковых контейнерах, размещённых вне прочного корпуса в передней части корабля. Твердотопливная ракета П-70 имела стартовую массу 2900 кг, максимальная дальность полёта               80 км, скорость 1160 км/ч.

Торпедное вооружение размещалось в носовой части судна и состояло                   из 4 (четырёх) 533-миллиметровых торпедных аппаратов с боекомплектом                  из 12 (двенадцати) торпед, а также 2 (двух) 400-миллиметровых аппаратов                     4 (четыре) торпеды. Вместо торпед подлодка могла нести до 26 мин.

Головная АПЛ пр. 670 «Скат» (К-43, зав.№701) была заложена на заводе «Красное Сормово» 9 мая 1964 года и спущена на воду 2 августа 1966 года. Ответственный сдатчик – Ф.Г. Преображенский

В период с 1967-го по 1973 года на заводе построено 11 (одиннадцать) лодок 670-го проекта. 

ТРАНСПОРТИРОВКА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

НА СДАТОЧНЫЕ БАЗЫ

Для ведения работ по достройке, сдаче, модернизации разных поколений дизельных и атомных подводных лодок заводом были собраны достроечно-сдаточные базы: Северная сдаточная база в Северодвинске, Кронштадтская достроечно-сдаточная база, Черноморская производственно-техническая база                  в Севастополе, а также сдаточные базы в Таллине и в Баку. 

Перевод построенных на заводе «Красное Сормово» подводных лодок                    по внутренним водным путям Единой глубоководной системы Европейской части России осуществлялся в транспортных доках.

В 1930-х годах для транспортировки дизельных ПЛ типа «Щука» и типа «С» на заводе были сконструированы и построены 4 типа транспортных дока  проекта 28, а в послевоенные годы – транспортные доки проекта 28К, 768                 (для ДПЛ пр.613 и 633), проекта 1753 (для ДПЛ пр. 641Б и АПЛ пр.670), проекта 1767 (для АПЛ пр.671 РТ). Для транспортировки атомных подводных лодок третьего поколения в титановом корпусе проекта 945 «Барракуда» и 945А «Кондор» спроектирован и построен док-понтон «Ока-2» пр. 20230 с двумя плавучими опорами «Ока-4».

Для обеспечения достройки, испытаний и сдачи АПЛ на заводе был спроектирован и построен комплекс вспомогательных плавсредств: плавмастерская «Академик Крылов», два плавэнергоблока, плавучий контрольно-дозиметрический пункт (КДП).   

Нижегородский завод «Красное Сормово»

Завод «Красное Сормово»ведёт свою историю с 1849 года. 

«Красное Сормово» — одно из крупнейших судостроительных предприятий России и один из старейших оборонных заводов страны.

Специалисты завода создали суда на подводных крыльях и воздушной подушке, а сегодня «Красное Сормово» производит нефтеналивные танкеры,                    сухогрузы и туристические лайнеры.

 «Красное Сормово» с первых дней своего существования развивалось как многофункциональное предприятие, но в то же время у завода есть своё лицо.

Приоритетным направлением деятельности было и остаётся морское                      и речное судостроение.

Завод «Красное Сормово» по праву гордится участием в создании отечественного подводного флота.

С 1932 года по настоящее время на стапелях завода было построено около 300 подводных лодок, из которых 26 – с атомными силовыми установками. 

На заводе «Красное Сормово» не раз делали то, что ещё никому                            не удавалось в мире. 

Среди достижений сормовских корабелов:

— первая в мире атомная подводная лодка с крылатыми ракетами подводного старта (АПЛ пр.670 «Скат»);

— первый в мире глубоководный спасательный аппарат из титанового сплава;

— дизель-электрическая подводная лодка «Варшавянка» признана самой бесшумной субмариной в мире;

-многоцелевая атомная подводная лодка «Барракуда» в сверхпрочном титановом корпусе, вряд ли в ближайшие десятилетия будет повторена каким-либо производителем.

Сегодня сормовские атомные и дизельные ракетоносцы и многоцелевые подводные лодки продолжают нести службу на страже безопасности России.

Обеспечение перевода по внутренним водным путям Единой глубоководной системы Европейской части РФ подводных лодок осуществлялось в транспортных доках.

        По заказу ВМФ СССР была построена серия из 7 единиц транспортных доков пр. 1753, которые предназначались для перевозки АПЛ пр. 670.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ДОКА

ПР.1753 ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АПЛ ПР. 670

Грузоподъёмность, т

3600

Длина стапель-палубы, м

118,0

Габаритная длина, м

135,1

Ширина дока, м

14,0

Ширина стапель-палубы, м

3,9

Ширина входа, м

7,8

Высота кильблоков, м

0,25

Предельный уровень воды над кильблоками, м

7,6