Создание и строительство АПЛ проекта 670 «Скат», вооружённой крылатым ракетами подводного старта – крупнейшее достижение сормовской школы подводного кораблестроения.
Атомная подводная лодка проекта 670 относится ко второму поколению АПЛ, спроектирована ЦКБ «Лазурит» (с 1953 до 1974 года – ЦКБ 112 завода «Красное Сормово»). Главные конструкторы проекта – В.К. Шапошников и В.П.Воробьёв.
АПЛ второго поколения призваны были решать различные боевые задачи, в том числе задачу по борьбе с авианосцами противника. По сравнению с судами первого поколения на корабле проекта 670 был резко увеличен уровень автоматизации (управление движением подлодки по курсу и глубине, процесс всплытия и погружения, управление ракетной стрельбой и т.п.). Была улучшена обитаемость на подлодке: весь личный состав был обеспечен индивидуальными спальными местами, имелась кают-компания для офицеров, столовая для мичманского и матросского состава.
Ракетное вооружение атомного подводного крейсера (ПЛАРК) 670-го проекта – противокорабельный комплекс «Аметист» с 8 (восемью) крылатыми ракетами подводного старта. Они располагались в пусковых контейнерах, размещённых вне прочного корпуса в передней части корабля. Твердотопливная ракета П-70 имела стартовую массу 2900 кг, максимальная дальность полёта 80 км, скорость 1160 км/ч.
Торпедное вооружение размещалось в носовой части судна и состояло из 4 (четырёх) 533-миллиметровых торпедных аппаратов с боекомплектом из 12 (двенадцати) торпед, а также 2 (двух) 400-миллиметровых аппаратов 4 (четыре) торпеды. Вместо торпед подлодка могла нести до 26 мин.
Головная АПЛ пр. 670 «Скат» (К-43, зав.№701) была заложена на заводе «Красное Сормово» 9 мая 1964 года и спущена на воду 2 августа 1966 года. Ответственный сдатчик – Ф.Г. Преображенский.
В период с 1967-го по 1973 года на заводе построено 11 (одиннадцать) лодок 670-го проекта.
ТРАНСПОРТИРОВКА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
НА СДАТОЧНЫЕ БАЗЫ
Для ведения работ по достройке, сдаче, модернизации разных поколений дизельных и атомных подводных лодок заводом были собраны достроечно-сдаточные базы: Северная сдаточная база в Северодвинске, Кронштадтская достроечно-сдаточная база, Черноморская производственно-техническая база в Севастополе, а также сдаточные базы в Таллине и в Баку.
Перевод построенных на заводе «Красное Сормово» подводных лодок по внутренним водным путям Единой глубоководной системы Европейской части России осуществлялся в транспортных доках.
В 1930-х годах для транспортировки дизельных ПЛ типа «Щука» и типа «С» на заводе были сконструированы и построены 4 типа транспортных дока проекта 28, а в послевоенные годы – транспортные доки проекта 28К, 768 (для ДПЛ пр.613 и 633), проекта 1753 (для ДПЛ пр. 641Б и АПЛ пр.670), проекта 1767 (для АПЛ пр.671 РТ). Для транспортировки атомных подводных лодок третьего поколения в титановом корпусе проекта 945 «Барракуда» и 945А «Кондор» спроектирован и построен док-понтон «Ока-2» пр. 20230 с двумя плавучими опорами «Ока-4».
Для обеспечения достройки, испытаний и сдачи АПЛ на заводе был спроектирован и построен комплекс вспомогательных плавсредств: плавмастерская «Академик Крылов», два плавэнергоблока, плавучий контрольно-дозиметрический пункт (КДП).
Нижегородский завод «Красное Сормово»
Завод «Красное Сормово»ведёт свою историю с 1849 года.
«Красное Сормово» — одно из крупнейших судостроительных предприятий России и один из старейших оборонных заводов страны.
Специалисты завода создали суда на подводных крыльях и воздушной подушке, а сегодня «Красное Сормово» производит нефтеналивные танкеры, сухогрузы и туристические лайнеры.
«Красное Сормово» с первых дней своего существования развивалось как многофункциональное предприятие, но в то же время у завода есть своё лицо.
Приоритетным направлением деятельности было и остаётся морское и речное судостроение.
Завод «Красное Сормово» по праву гордится участием в создании отечественного подводного флота.
С 1932 года по настоящее время на стапелях завода было построено около 300 подводных лодок, из которых 26 – с атомными силовыми установками.
На заводе «Красное Сормово» не раз делали то, что ещё никому не удавалось в мире.
Среди достижений сормовских корабелов:
— первая в мире атомная подводная лодка с крылатыми ракетами подводного старта (АПЛ пр.670 «Скат»);
— первый в мире глубоководный спасательный аппарат из титанового сплава;
— дизель-электрическая подводная лодка «Варшавянка» признана самой бесшумной субмариной в мире;
-многоцелевая атомная подводная лодка «Барракуда» в сверхпрочном титановом корпусе, вряд ли в ближайшие десятилетия будет повторена каким-либо производителем.
Сегодня сормовские атомные и дизельные ракетоносцы и многоцелевые подводные лодки продолжают нести службу на страже безопасности России.
Обеспечение перевода по внутренним водным путям Единой глубоководной системы Европейской части РФ подводных лодок осуществлялось в транспортных доках.
По заказу ВМФ СССР была построена серия из 7 единиц транспортных доков пр. 1753, которые предназначались для перевозки АПЛ пр. 670.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ДОКА
ПР.1753 ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АПЛ ПР. 670
Грузоподъёмность, т |
3600 |
Длина стапель-палубы, м |
118,0 |
Габаритная длина, м |
135,1 |
Ширина дока, м |
14,0 |
Ширина стапель-палубы, м |
3,9 |
Ширина входа, м |
7,8 |
Высота кильблоков, м |
0,25 |
Предельный уровень воды над кильблоками, м |
7,6 |