Бронетанковая техника на территории Афганистана (1980-1989 гг.)

Лекция № 5

 Бронетанковая техника в условиях боевого применения в период военных действий на территории Афганистана (1980-1989 гг.). Героическая служба и подвиги воинов 40 общевойсковой армии.

Тематика этой лекции не несёт в себе глубокие подробности военно-политических событий, произошедших в стране Афганистан в 70-е – 80-е гг прошлого столетия. Однако, объясняя причину ввода ограниченного контингента Советских вооружённых сил в Афганистан, мы невольно коснёмся и политической ситуации, завязанной на принципах договора о содружестве между СССР и ДРА. А так как в лекции будет говорится о боевом применении нашей бронетанковой техники и в целом об эксплуатации, то необходимо дать пояснения об условиях, при которых происходила эта эксплуатация. С этой целью в начале беседы в кратком изложении предоставляются сведения о географическом положении страны Афганистан, её природно-климатических особенностях, а также структуре государственной власти и политическом положении в стране на тот исторический период.

Итак… Афганистан – государство юго-западной Азии. Население – 15,5 млн чел (1979 г), на ½ афганцы, остальные – свыше 20 народностей. Территория – 647,5 тыс. кв. км. Столица – Кабул. Господствующая религия – Ислам.

Страна горная. Возвышенности и гряды Гиндукуш тянутся через всю территорию страны с северо-востока на юго-запад. Наивысшая точка – 6729 м. Плоскогорья и равнинные участки расположены на севере и юге страны. Климат континентальный, сухой. Выпадение осадков – до 400 мм в год. Основные реки – Амударья, Мургаб, Герируд, Гильменд, Кабул. Растительность пустынная, полупустынная.

Афганистан, как независимое государство, один из первых установил дипломатические отношения с Советским государством в 1919 г. Независимость Афганистана способствовала советско-афганским договорам 1921, 1925, 1931 гг. 27 апреля 1978 г в результате национально-демократической революции Афганистан был провозглашён демократической республикой (ДРА). В 1978 г. Был заключён советско-афганский договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Основа экономики – сельское хозяйство. Ведётся добыча природного газа, каменного угля, соли, выработка электроэнергии за счёт ГЭС. Инфраструктура автомобильных дорог в стране развита плохо. Денежная единица – афгани.

Стоявший во главе правительства Афганистана в 1978 г лидер демократической революции Тараки достаточно сильной политической власти не имел, и чтобы как-то эту власть укрепить, он обратился к Советскому правительству за военной помощью. В течение 1979 г военная оппозиция в армии Афганистана дважды устраивала мятежи. Оба выступления были подавлены. Но и в самой руководящей партии были серьёзные политические противоречия между лидером Тараки и Амином. Взаимная неприязнь и амбиции привели к открытому вооружённому столкновению, результатом которого была расправа над Тараки и взятие власти Амином 16 сентября 1979 г. На срочно состоявшемся в Кабуле пленуме НДПА было сообщено о добровольной передаче власти Амину, а ещё через три дня объявили о скоропостижной кончине Тараки. Надо сказать, что ещё раньше, в 70-х гг наши государственные СМИ показывали прибытие Тараки в Москву и его встречу с Л.И. Брежневым. Это обосновывалось как желание лидера НДПА Тараки убедить советское партийное руководство в намерениях строительства социализма в Афганистане. Но для этого за закрытыми дверями говорилось об оказании ему военной помощи для поддержки и укрепления власти. Но это было раньше… И когда Тараки не стало, всё же было принято решения направить в Афганистан войска для поддержания начинаний социалистического пути развития.

Начали со штурма дворца Амина на окраине Кабула спецгруппой «Альфа» 29 декабря 1979 г, подкреплённого высадкой десантников. В феврале 1980 г наши войска ограниченным контингентом Туркестанского военного округа в составе 40-й общевойсковой армии стали входить на территорию Афганистана. По телевидению показывали радостные лица афганцев, которым наши военнослужащие мешками раздавали муку и другие продукты (а кто не будет радоваться, когда бесплатно дают продукты). И уже в феврале 1980 г начались демонстрации в Кабуле против введённых советских войск. В конце февраля афганские антиправительственные группировки и просто банды уже окончательно перешли к вооружённым действиям, и даже убийствам похищенных из полевых лагерей наших солдат.

Такова вступительная часть лекции, которую нужно было предоставить слушателям обязательно, так как вся последующая жизнедеятельность наших войск, включая и эксплуатацию техники, происходило при многообразии как природно-географических условий, так и при условиях жёстких огневых противостояний, где зачастую, в отличие от общепринятых войн, даже не было линии фронта. Банды «душманов» могли возникать или находиться в любом районе страны, и, что парадоксально, они даже между собой устраивали перестрелки.

В этой лекции мы будем касаться вопросов эксплуатации только бронетанковой техники. На тот период войсковые части 40 А были укомплектованы следующей бронетанковой техникой: танками Т-54, Т-55, Т-62 и модификациями на их базе, боевыми машинами пехоты, десанта (БМП-1, БМП-1К, БМД), бронетранспортёрами БТР-60 ПА, БТР-60 ПБ, БТР-70, с 1985 г БТР-80, разведывательно-дозорными машинами БРДМ-1, БРДМ-2 и другой спецтехникой на базах некоторых этих марок.

Какие факторы влияли отрицательно на техническую эксплуатацию и плановую организацию ее техобслуживания, приводили к преждевременному износу техники или выходу из строя ее узлов, агрегатов и даже машин? К таким факторам можно отнести:

— высокие температуры окружающего воздуха в летний период (до +60 по Цельсию и выше);

— горный рельеф (затяжные подъемы и спуски, перепады атмосферного давления, заснеженность со сходом лавин в зимний период);

— интенсивное использование (большой километраж пробега) отдельных видов колесной бронетехники;

— длительный отрыв боевой техники от мест дислокации основных сил воинской части в связи с охраной (обороной) тактических или жизненно важных объектов (мостов, горных перевалов, водоемов питьевой воды и т.д.);

— воздействие поражающими средствами противника (обстрел автоматическим оружием, гранатометами, подрывы на минах и фугасах);

— человеческий фактор.

Рассмотрим несколько подробнее влияние указанных факторов, неотрывно связывая их с повседневной деятельностью военнослужащих подразделений воинских частей нашей армейской группировки.

Высокие температуры воздуха в летний период приводили к перегревам систем охлаждения и смазки силовых установок бронетранспортной колесной техники, что приводило, при непринятии срочных мер, к выходу из строя двигателей. Это пагубное явление усугублялось, если движение машин происходило по гористой местности, с затяжными подъемами и спусками, при перепадах атмосферного давления. В таких случаях водители бронетранспортеров иногда открывали верхние надмоторные листы корпуса машины и ставили их на стопора, продолжая движение с открытым моторным отделением. При движении по горным дорогам это было очень рискованно, т.к. брошенная сверху граната могла вывести из строя силовую установку, что привело бы к трагическим последствиям. Но не надо делать скоропалительных выводов о ненадежности нашей бронетанковой техники. По технической документации на сборку и производство готового изделия (колесных бронемашин того периода), бронетранспортер рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха до +50 градусов Цельсия. Фактически, температуры в Афганистане наблюдались:

— воздуха свыше +60;

— песка открытой полупустынной местности свыше +70.

При дневном движении порой невозможно было коснуться рукой наружной детали корпуса машины. И вот в таких условиях экипажам танков, БТРов и БМП приходилось решать боевые задачи.

Если выполнять работы по техобслуживанию машины в нагнувшемся полусидячем положении, а затем встать в полный рост, при такой жаре происходит потемнение в глазах, на некоторые секунды появляются признаки обморочного состояния.

Что касается эксплуатации БМП-1 в условиях горных дорог и бездорожья, то именно в Афганистане был выявлен конструктивный недостаток – сбрасывание (слетание) гусеничной ленты с ходовой части машины. На БМП последующих марок этот недостаток был исправлен.

Из бронетанковой техники, ее максимальное использование пришлось на колесную, особенно на БТР-70, а затем и на БТР-80 (с 1985 года). Эти бронетранспортеры по динамике и скоростным характеристикам, контуру и углам расположения бронелистов передней части корпуса машины, удобным для выхода десанта боковым люкам (особенно у БТР-80), грибовидным крышками воздухопритока (жалюзи), бронированным колпакам колесных редукторов на шинах «нулевого» давления КИ-80 превосходили все предыдущие марки бронетранспортеров. Они автоматически получили статус самых востребованных машин на все случаи армейской деятельности не только сухопутных войсковых частей в 40-й армии, но и десантных войск.

Помимо основных боевых задач, бронетранспортеры были задействованы для сопровождения и охраны колонн грузовых и других машин – бензозаправщиков, машин-цистерн для доставки питьевой воды и т.д. К таким же задачам по сопровождению привлекались и БРДМ-2. Естественно, интенсивность эксплуатации таких машин была значительной.

Помимо задач по сопровождению колонн, спецмашин, находясь на значительном удалении от своей воинской части, транспортеры подразделений занимали оборонительные позиции по охране важных объектов. Так, в подконтрольных районах местности у населенного пункта Кундуз, бронетранспортерами БТР-70 охранялся проложенный вдоль дороги наземный топливопровод для подачи горючего в расположение авиаотряда боевых вертолетов. Оборонительные посты и позиции были оргганизованы на тактически важных горных перевалах, у мостов через реки, у водоемов, из которых бралась вода для воинских частей армии и у других объектов.

285 танковый полк решал несколько боевых задач. Один из его батальонов охранял 70-километровый участок дороги Чарикар-Кабул. Обстрелы этого подразделения были постоянно. Часть подразделений полка, меняя друг друга, занимали охраняемые посты перевала Саланг. Охранялся аэродром у Баграма, госпиталь и медсанбат.

Все перечисленные выше факторы еще могли как-то учитываться, и командиры могли прогнозировать выполнение своих задач, предвидя различные природные условия, что не скажешь порой о непредсказуемом огне вооруженных антиправительственных группировок банд душманов. Наибольшее поражение нашей техники и гибель личного состава происходили от подрыва на минах и фугасах. Сам по себе подрыв для всех членов экипажа и десанта боевой машины не так опасен, но последующая детонация  боекомплекта танка или БМП никому не оставляла ни одного шанса на выживание. В одной из подорванных БМП сдетонировала даже граната Ф-1, закрепленная в форменном ремне офицера, командира подразделения.

В этих случаях наши бронетранспортеры были в лучшем положении, т.к. основное их вооружение составляли пулеметы, а «пороховые» пулеметные патроны не детонируют. В подорванных на минах бронетранспортерах члены экипажа или десанта получали контузии. Порой не каждый БТР загорался, а если возгорание происходило, то система противопожарной защиты, поставленная в режиме автоматического срабатывания, пожары ликвидировала.

Мины и минные устройства противником применялись как самодельного производства, так и иностранного заводского, как контактного действия, так и с дистанционным управлением. Самодельные мины контактного действия представляли из себя две свинцовые пластины, отделенные друг от друга сухой тканью (сухая ткань – диэлектрик), соединенные с источником электропитания проводами, подведенными к электродетонатору в детонирующем взрывчатом составе. Такое устройство закапывается на дорогах по линии предполагаемой колеи танковой гусеницы или колеса БТРа. Проходящий первым трал головного танка пока не создал деформации пластин и разрыва ткани для смертоносного контакта, что завершалось траками гусениц этого же или второго танка.

Уже в первый год нашей «военно-политической» миссии 40-я армия понесла значительные потери и личного состава, и военной техники. По данным 38 НИИИ Минобороны России за 1980 год действий армии на территории Афганистана получили боевые повреждения:

— танков – 229

— БМП – 211

— БТР – 234

— БМД – 26

— БРДМ – 43.

При этом более половины танков, БМП и БМД и 30% БТР понесли потери от подрыва на минах и фугасах, остальные – от гранатометов и стрелкового оружия.

Обычный прием душманов – устройство засад на поворотах горных дорог, расстрел из гранатометов первого головного бронетранспортера. Затем завязывался бой.

Или привожу сведения о боевом повреждении переданных в Бронетанковую техническую службу дивизии (в/ч 84397, р-н нас.п. Кундуз). «Во время боя 7-8 марта 1980 г. В районе нас.пункта Баглан из гранатомета был подожжен БТР-70 № В02ЛТ3517. От взрывов гранаты и бензобаков повреждены боковые и кормовые листы бронекорпуса, силовая установка… Машина ремонту не подлежит».

Учитывая особенности ведения боевых действий в Афганистане, высшие инстанции МО СССР, чтобы избежать дальнейших потерь в живой силе и дорогостоящей БТ технике, приняли правильное решение об отводе танковых частей из Афганистана.

А теперь может возникнуть вопрос: а применялись ли меры по повышению защитных качеств техники, и вообще, по улучшению их боевых характеристик? В развитых государствах, где мероприятия по защите своей страны стоят на одном из первых мест, такие меры принимаются всегда. СССР всегда был одной из таких стран, а военные конфликты только ускоряют внедрение этих мер. Так, уже в начале 80-х гг. нашими военными научно-исследовательскими институтами были разработаны варианты навесной защиты брони, комплекс активной защиты «Дрозд». Действие активной защиты БТ техники от кумулятивных противотанковых средств сводилось к обнаружению нападающего средства – заряда (гранаты и др.), измерению параметров его движения и отстрелу защитного боеприпаса в нужный момент на нападающее средство. Уже в 1983 году на вооружение танковых частей стали поступать танки, оснащенные этим комплексом, что позволило уменьшить их потери в бою в 2 раза. Создавались и внедрялись и другие средства. Например, средство траления мин для БМП-1 и БМП-2, которые хорошо зарекомендовали себя в боевых условиях. Примеры принятых мер, указанные в лекции, и еще много других, разработанных и внедренных в производство, способствовали сохранению жизней наших военнослужащих.

Что касается надежности эксплуатации техники, имея в виду любой – военной боевой, грузовой, к какому бы ведомству она ни принадлежала, исходя из принятого юридического термина, «человеческий фактор», в любых случаях, организация использования ее командирами и начальниками должна планироваться заранее, в свете соблюдения вышеуказанной «надежности».

К сожалению, при недостаточной опытности водительского состава, в незнакомой местности и тем более в боевой обстановке, все предвидеть трудно, что приводило к происшествиям. Например: совершение таранов бронетранспортеров при движении в колонне и сильной запыленности. Или вот, из сводки донесений в БТС в/ч 84397 (дивизия): « … 20 марта 1980 года в районе перевала Калан, при выполнении боевой задачи, БТР-70 № С01ЛТ7348 попал в промоину и свалился с обрыва высотой 100 метров. Броневые листы корпуса и днища разрушены… Машина восстановлению не подлежит».

Надо сказать, что эксплуатация бронетанковой техники, и особенно многие случаи ее боевого применения, постоянно находились под пристальным наблюдением, вниманием, а значит, и контролем Главного бронетанкового управления МО СССР. С этой целью Управление направляло в 40-ю армию своих ответственных работников – офицеров отделов с прикомандированными на определенное время офицерами-военпредами от военных представительств при заводах, выпускающих военную технику. Цель таких командировок, например: обобщение опыта эксплуатации колесной бронетанковой техники в условиях жаркого горного климата и боевого применения. Были случаи, что войсковые части армии в Афганистане для своей профессиональной оценки надежности боевых машин посещали конструкторы-разработчики этой техники. К таковым относился и главный конструктор серийных машин ГАЗа Игорь Сергеевич Мухин. Результатами таких командировок стали выпуск БТР-ов и БРДМ-2 с улучшенными характеристиками башенного вооружения. С 1985 года налажен выпуск новой машины БТР-80, которая незамедлительно была направлена в 40 ОА. Новый бронетранспортер имел повышенный уровень броневой защиты, был оснащен мощным двигателем-дизелем, в нем были воплощены самые лучшие достижения конструкторских разработок на тот период времени и учтены недостатки прошлых марок колесной бронетехники. Это была лучшая боевая машина семейства «бронетранспортеры», выпущенная Советским Союзом. За создание БТР-80 и освоение ее производства ведущим конструкторам, руководителям производств, директору завода присуждена Государственная премия.

Конструкторы А.Г.Масягин, Н.В.Столяров, В.Л.Степнов, Д.А.Тимонин награждены орденом «Знак Почета». Орденами Трудового Красного Знамени награждены: заместитель главного конструктора ГАЗа Евгений Михайлович Мурашкин, начальник КБ кузовов Иван Анатольевич Виноградов. Главный конструктор Игорь Сергеевич Мухин был награжден Орденом Ленина. Правительственные награды получили и другие руководители смежных заводов, а также водители-испытатели.

А теперь хотелось бы рассказать о некоторых примерах выполнения воинского долга в период боевых действий на территории Афганистана нашими солдатами-рядовыми, сержантами и офицерами. Материал для лекции предоставлен офицерами запаса, ветеранами боевых действий.

 5.2.  Вечная слава военнослужащим 40-й общевойсковой армии, павшим и погибшим при исполнении воинского долга на территории Афганистана.

Деятельность войск, особенно при проведении военной кампании, не говоря о полномасштабных войнах, невозможна и немыслима без организации и выполнения различных сопутствующих работ и мероприятий. К этому относится снабжение продовольствием, горюче-смазочными материалами, запасными частями, боеприпасами, эвакуация и ремонт повреждений техники, многое другое.

В 1983 году для снабжения танковых частей и подразделений 40-й ОА запчастями, новой БТ техникой, эвакуации поврежденных машин в районы их сосредоточения для передачи в ремонт в армию ввели 501-й отдельный автомобильный батальон, называемый еще батальоном тяжелых машин. Основную технику батальона составляли седельные тягачи на базе машин МАЗ-537, КрАЗ(ы)-255 и -260 с прицепами-тралами. Две роты этого батальона базировались в Хайратоне и действовали на направлении Хайратон (у границы СССР с гор.Термез) – Кабул. Третья рота базировалась в Шинданде. Направление ее деятельности – от Торагунди (сопрягаемый город на границе СССР Кушка) до Кандагара. Работы по поставкам запасных частей, техники и т.д., как боевые задачи, выполнялись постоянно, используя лишь короткие перерывы для отдыха личного состава рот и для вынужденного ремонта и техобслуживания подвижных транспортных средств этого батальона. Часто колонны машин батальона подвергались вооруженному нападению отрядов душманов. С целью отражения таких нападений, защиты личного состава, техники и перевозимого воинского груза, колонны сопровождали БТРы и БРДМы. При правильной организации марша, построения колонны с боевыми машинами, внимательности личного состава, общая огневая мощь обеспечивала боевое превосходство над нападающими душманами (Прим. Помимо штатного вооружения, на верхних листах корпуса БТРа сопровождения закреплялся автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя»).

С наступлением зимы в северных горных районах активность душманов заметно снижалась, но ухудшались природно-климатические условия: начинались снегопады, чередуемые с дождями или морозами. Это создавало на дорогах аварийные ситуации, особенно на перевалах Саланга (восточное направление) и Рабати Мирза (западное направление). Непредсказуемыми и опасными были сходы лавин. На горных дорогах в зимний период случались дорожные происшествия. Для оказания технической помощи машинам, требующим ремонта на дорогах, создавались мобильные бригады, которые выезжали на заставы и проводили ремонтные работы сконцентрированной там техники.

В 1986 году заместителем командира батальона по технической части назначили майора Макарцева Владимира … Тяжелые погодные условия в январе и в феврале 1987 года привели к тому, что на заставах в районе перевала Саланг скопилось много неисправной техники. Выход из строя машин батальона мог привести к срыву поставок запасных частей  и боеприпасов к системам залпового огня «Ураган» и «Смерч». Срочно была скомплектована ремонтная бригада, которую и возглавил майор Макарцев. Прибывшая на заставу бригада приступила к ремонту машин. Работы велись под открытым небом, несмотря на мороз и ветер со снегом. В короткие зимние дни работали до глубокой темноты, спали тут же, в кабинах машин. В рационе питания – сухие пайки. Несмотря на такие условия, личный состав бригады задачу по ремонту и восстановлению техники выполнил ко Дню Советской Армии и Военно-морского Флота.

23 февраля 1987 года колонна из отремонтированных машин и машин техпомощи от перевала Саланг стала выдвигаться к месту постоянной дислокации. Встреча с душманами в это время года на заснеженных перевалах была маловероятной. У всех было хорошее настроение от выполненного к празднику задания командования, от того, что возвращались к своим, в расположение своего подразделения, от того, что наконец-то будет горячий ужин, баня, нормальный ночной сон. Майор Макарцев вел колонну, находясь в головной машине.

Ничто не предвещало трагедии. Но на одном из горнодорожных серпантинов, когда головная машина только выехала из-под защитного карниза, прикрывающего сверху от возможно падающих камней и сползающего снега, ее накрыла и понесла в ущелье неожиданно сорвавшаяся лавина, и уже там, в ущелье, машина была окончательно погребена под толстым слоем снега. Несколько дней водители машин колонны и подъехавшая из воинской части подмога освобождали засыпанную машину, в которой так и остались водитель рядовой Гусев и майор Макарцев – земляк, нижегородец. Спасти их не удалось. Вечная им память и слава, выполнившим свой последний воинский долг! Имя майора Макарцева увековечено на памятной стелле воинам-афганцам в парке «Швейцария» города Нижнего Новгорода.

 5.3.  Несколько отступая от выбранной тематики, закрываем цикл лекций последним эпизодом, который показывает силу духа и воли, преданность войсковому братству наших простых парней – солдат и офицеров – верных воинов Советских Вооружённых Сил.

Чтобы как можно ближе приблизить читателя или слушателя к той обстановке, о которой сейчас пойдёт речь, передаю её от первого лица – полковника Петра Романовича Суман (с сокращениями).

«С целью сокрытия истинных намерений, 17 апреля 1984 года мне поставили задачу на прочёсывание ущелья Горбанд. С вечера я решил выдвинуть разведроту полка в район моста, на вход в ущелье, чтобы разобраться с тропами, по которым с утра осуществить восхождение на господствующие высоты 2-м и 3-м мотострелковыми батальонами, а по дну ущелья выдвинуть группу захвата – первый батальон капитана А. Королёва…

В этом ущелье … был тяжело ранен рядовой Х. Назеркулов. Бурная от обильного таяния ледника река не позволяла переправить его на другой берег, где можно было посадить вертолёт. Скорость течения была настолько велика, что сбивала с ног. Боец был в тяжёлом состоянии. Он не стонал и не двигался, даже глаза его смотрели в одну точку, и порой казалось, что он мёртв. Как переправить безжизненное тело бойца на ту сторону бушующей реки, не знал никто. Подходим к тому месту, откуда виден был ужена том берегу БТР и 3 БМП разведчиков; там же и площадка, куда мог бы совершить посадку Ми-8… Но… на том берегу группа разведчиков во главе со старшим лейтенантом Калининым и лейтенантом Исмагиловым становятся в круг. Плотно сплетаются их руки, схватываясь в замок у самых плеч.

И вот этот сплетённый круг начинает ввинчиваться в речку по ходу течения воды поступательно, под углом. Раз – и все левой ногой одновременно делают шаг с поворотом по ходу течения, два – и переставляют одновременно правую ногу, и т.д… Семеро людей, как единое целое, ввинчиваются в воду, плотно удерживая друг друга сплетёнными руками, и дикий поток бессилен их разорвать … Не дай Бог кто споткнётся, или удар стихии разорвёт круг – всех разбросает и разобъет потоком. Тогда – беда и горе… Но ради жизни боевого друга риск оправдан, каким бы он ни был.

Вот уже и середина реки. Воля и терпение, сила и выдержка. Шаг за шагом, виток за витком – и вот он берег. Обезумевшая пехота, увидевшая действия разведчиков, так и стояла, замершая, не дыша и не шевелясь. И только когда разведчики вышли на мелководье, задвигались, стремясь хоть чем-то услужить.

«Теперь давайте тело, осторожно!» Правильно уложить на сплетённый круг тел разведчиков. Со стороны ног раненого нет проблем, а вот где голова и лопатки, спина – сложнее. Ремни под руку на шее, перехлёст – и далее на шею и руку противоположного бойца – есть замок из ремней… Теперь с раненым вперёд… Тот же путь и с той же ноги. Это могут выполнить только тренированные и обученные разведчики капитана А. Яворука. Это его школа – школа выживания.

Выйдя из ледяной воды, они замерли, когда ожидавшие санитары снимали обездвиженное тело… понесли на носилках к ожидавшему закопчённому Ми-8, грохотавшему своими винтами. И как только… Ми-8 начал подниматься навстречу поджидающей, зависшей в воздухе «вертушке» своей пары, разведчики вышли из оцепенения. Шутки и смех, прыжки и толчки чумазых, заросших щетиной, в прожжёных х/б с тёмными пятнами засохшей своей и чужой крови, одежде, сделали их неузнаваемыми с теми ребятами, которые только что ввинчивались в бурлящий поток…»

 Выписка из книги «В пасти Панджшера» Ю.А. Русанова – участника боевых операций в составе 682 МСП (1984 г.) 40А. Изд. типографии «Модем», г. Харьков, 2012 г.

 Примечание: Пётр Романович Суман родился 2 мая 1946 года в с. Слобода Крупского района Минской обл., БССР, белорус.

В 1968 году закончил Харьковское гвардейское Высшее танковое командное училище. С 1983 года – командир 285 танкового полка (Афганистан).

В начале 1984 года, как опытный боевой офицер, назначен командиром основных боевых сил 682 мотострелкового полка с целью проведения боевой операции по освобождению долины Панджшер от бандформирований Ахмад-Шаха Масуда. Ранее проводимые боевые действия успеха не имели. 26 апреля 1984 года тактическая операция по освобождению долины Панджшер была выполнена. (Взято из книги Ю.А. Русанова «В пасти Панджшера»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *